Каналы выдавали на-гора свежие сериалы, хорошие и плохие, но независимо от качества и те и другие быстро забывались. Конкретные выпуски ток-шоу стирались из памяти тоже, но именно этот жанр своей назойливостью и упертым однообразием формирует эмоциональное состояние аудитории. Если изо дня в день тебе говорят про врагов, которые повсюду, ты начинаешь верить в их существование. Когда раз за разом из тебя делают соучастника копания в чужом грязном белье, привыкаешь к этому как к вполне естественному человеческому любопытству.
Воздействие ток-шоу на мировоззрение и психику зрителей переоценить сложно. Вот директора разных институтов и фондов с серьезными названиями с ненавистью обрушиваются на кого-то. Умные же люди! Директора! Значит, не зря. А вот узнаваемые люди говорят о сексуальной жизни старого и уважаемого человека. Вроде и неловко, но ведущий такой обаяшка и умница, что, конечно, не допустит ничего предосудительного.
Главными эмоциями в политических ток-шоу по-прежнему оставались ненависть и обида. Довольно забавно было смотреть на завсегдатаев программ «Время покажет», «Право голоса» и прочих, когда они обсуждали решение МОК, лишившее наших спортсменов права выступить на зимней Олимпиаде под флагом РФ и получать медали под государственный гимн. Какие страсти бурлили! Без флага?! Да ни один нормальный лыжник и бобслеист, если он, конечно, патриот, на такое не согласится. А кто поедет — тот тварь законченная и предатель. Но потом президент сказал, что право выбора остается за самими атлетами и препятствий никому чинить не будут. И тут же другие важные люди: нет-нет, пусть едут, раз хотят! Пусть на все происки Запада ответят своим золотом. Пафос участников ток-шоу изменился в считаные часы.
Конечно, главной телевизионной интригой стала осенняя рокировка ведущих. Кто заменит Малахова? Куда денется Корчевников? Что станет с их программами «Пусть говорят» и «Прямой эфир»? А Кизяков? А Олешко? А Меньшова? Помнится, «Труд» сделал тогда предположение, что все окажутся пристроенными, а в эфире ни малейших изменений не произойдет. В первой части прогноза он угадал, а вот во второй промазал. Перечисленные и разные другие корифеи получили новую престижную работу. А вот метаморфозы в указанных проектах произошли: они стали еще бессовестней, пошлей и беспардонней. Разве могли зрители год назад представить, что на протяжении нескольких месяцев чуть ли не ежедневно и «Первый», и «Россия 1» будут пичкать их одними и теми же семейными сагами? Да так, что будет просто тошнить от одного лишь упоминания имен некогда любимых и уважаемых артистов?
Раньше казалось, что только политические темы вроде событий на Украине и взаимоотношений с Америкой можно бесконечно мусолить. Там интересы страны, геополитика и все такое. Но развод пожилого человека с молоденькой женой?! Даже при всех сопутствующих обстоятельствах — недвижимость, исчезнувшие деньги, деградирующий театр — поводов для обсуждения тут выпусков от силы на пять. Но не на двадцать же пять?
На самом деле эти ток-шоу с определенного момента если чем и интересны, так это реакциями некоторых постоянных гостей. Например, смешно было наблюдать за той лютой ненавистью, которую выказывали по отношению к бывшей жене Джигарханяна несколько известных актрис, чей звездный час миновал где-то во времена перестройки. Подсознательно они примеряли ситуацию на себя. У них ведь тоже есть мужья, немолодые. А что если на ровном горизонте их семейной жизни тоже замаячит какая-нибудь молоденькая блондинка, да еще и хохлушка-пианистка?
Но в целом смотреть это крайне неприятно. К тому же возникает ряд вопросов. И в «Путь говорят», и в «Прямом эфире» в ситуации с Арменом Борисовичем постоянно фигурируют его верные приятели, грудью готовые встать на его защиту. Почему же они не объяснили другу, что тот выглядит довольно глупо, когда соглашается на съемки для передач, где на полном серьезе и во всех подробностях обсуждается интимная жизнь его, 82-летнего старца, с женщиной почти на 40 лет моложе?
И еще один аспект. Шоу очень нравится брать на себя роль следователя. Как же-с, получается не просто развлекаловка, а целый детектив! Нечто подобное, скажем, происходит сейчас в связи со смертью Дмитрия Марьянова и некоей загадочной реабилитационной клиникой. Зрителя постепенно подводят к мысли, что это учреждение занималось противоправной деятельностью. Разумеется, жанр журналистского расследования никто не отменял. Но в печатных СМИ авторы, работающие в данном жанре, как правило, выдают готовый материал о преступлении с четкими заключениями и имея на руках документы, подтверждающие факты. Такие публикации — готовый материал для СК. А в ток-шоу? «В следующем выпуске вы узнаете, чем на самом деле занимались так называемые врачи». И если означенные медики действительно преступили закон, получается, телевизионщики своими зажигательными анонсами дают им возможность либо замести следы, либо смыться за границу.