От портсигара до портрета Аннушки, которая разлила масло

Зимний музейный сезон на ВДНХ открыли булгаковской выставкой

ВДНХ открыла зимний музейный сезон сразу несколькими экспозициями. Диапазон — самый широкий: от русской живописной классики и авангарда из Самарского художественного музея до молодежного художественного проекта «Взлет». На одном из вернисажей в павильоне «Рабочий и колхозница» побывал корреспондент «Труда». Целых два этажа здесь отданы выставке «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова».

На творчество Булгакова можно посмотреть с огромного количества ракурсов. Авторы нынешней экспозиции Леонид Копылов и Александр Бондарев, поддержанные директором знаменитого московского Музея Михаила Булгакова Петром Мансилья-Крузом, придумали оригинальный способ сопоставить и связать булгаковскую литературу и жизнь. Выставочное пространство поделено пополам. Справа — пять инсталляций театрального и кинохудожника Сергея Февралева, посвященных пяти группам литературных героев, в которых писатель вложил яркий автобиографический момент.

Первое, что нас встречает — колоритно воссозданный уголок кухни из коммуналки в доме 50 по Большой Садовой, в которой с 1921 по 1924 годы жил Михаил Афанасьевич и которую он описал в своих ранних рассказах. Дальше — «турбинский» столик под оранжевым абажуром, беззащитно маленький в окружающем таинственно-затененном пространстве. Затем — кусочек сцены МХАТа с нарочито бутафорскими фигурами-силуэтами пьесы «Мольер», и встык — «комнатенка-лодочка» писателя Максудова, героя «Театрального романа», в котором Булгаков «перефразировал» свой реальный конфликт с руководством МХАТа. Ну и не обошлось без впечатляющего макета самого дома 50, ставшего одним из главных мест действия романа «Мастер и Маргарита». На все это, кстати, справа «взирают» пять столиков, немного похожих на режиссерские, а на них — книги Булгакова: можно тут же полистать и убедиться, насколько точно художник воссоздал то, что описано писателем.

Уже этого было бы достаточно для весьма атмосферной композиции — но у нее есть и вторая часть, сугубо документальная. Зайдя за стенку, разделяющую отсеки, мы видим реальную мхатовскую афишу спектакля Булгакова — а рядом запись его беседы со Станиславским, отечески учившим Михаила Афанасьевича, как надо писать пьесы и переделать ту, над приспособлением которой к капризам МХАТа писатель и так уже бился больше пяти лет. И кое-что пожестче — статья в «Правде» от 9 марта 1936 года «Внешний блеск и фальшивое содержание», разгромившая «Мольера» так же, как за два месяца до того статья «Сумбур вместо музыки» разгромила шостаковичевскую «Леди Макбет Мценского уезда». Все это, напомню — буквально через стенку от зала булгаковских фантазий, в который мы и отсюда можем заглянуть — через окошко Турбиных или через приоткрытую дверь той самой коммунальной кухни на Большой Садовой, где соседкой Булгакова (видим женское фото на столике) была Аннушка Горячева — прототип Аннушки из «Мастера и Маргариты», разлившей роковое масло...

Подлинная домовая книга со списком всех жильцов «нехорошей квартиры», включая чету Булгаковых и ту самую Аннушку Горячеву, чья фотография — рядом

Любителей подлинных мемориальных предметов порадует пандус с окошками-стендами: портсигар Булгакова, коробочка от духов «Шипр» с прядью волос Михаила Афанасьевича из музея МХАТа... Но самое, на мой взгляд, яркое впечатление — от небольшого зала этажом выше, где помещен один-единственный портрет Булгакова. Зато какой!

 

 Смотришь прямо — фото Булгакова. А чуть шагнешь в сторону — и открываются его тексты

Это сложная инсталляция из разных фотографий мастера и воспроизведений его текстов. Встанешь в определенной точке — и видишь привычное лицо с немодной сейчас, но такой стильной папиросой в углу иронично сжатого рта. Чуть сдвинешься в сторону — пазл... нет, не распадается, а просто складывается по-другому: ты читаешь отрывки из любимых книг, булгаковские письма, дневники... Писатель — это его тексты. Мысль, которую великолепно донесли художники Александр и Ольга Филимоновы, Елена Кайманова... И все, кто делал нынешнюю выставку.