С РОССИЙСКОЙ ГРЯДКИ

"Зеленая неделя" в немецкой столице с первого знакомства воспринимается как праздничное буйство. Толпы ряженых, воздушные шары, в меру раздетые девушки, грохот или мелодичные звуки музыки разных стран и народов. Встречает гостей даже не известная берлинским туземцам наша песня, слова которой "зачем он в наш колхоз приехал...", если не воспринимать их в изначальном лирическом контексте, ложатся в тематику "Зеленой недели".

Веселые эмоции, однако, никак не умаляют серьезного значения этой одной из крупнейших в мире ярмарок-выставок продовольственных товаров. В Германии, начиная с 1926 года, она проводится в 67-й раз и собрала в нынешнем году 1614 участников из 56 стран, разложивших свою продукцию, соблазняющую видом и ароматами, в павильонах и на стендах общей площадью в 60 тысяч квадратных метров.
Не зря я упомянул и "наш колхоз", поскольку наша Россия, впервые скромно появившаяся на "Зеленой неделе" шесть лет назад, сейчас представлена 120 участниками, занимающими две с половиной тысячи квадратов выставочной площади. А делегацию возглавил вице-премьер российского правительства, он же министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Беседуя с нами на пресс-конференции, он не удержался от восторженных оценок (кто ведет себя на выставках иначе?), сообщив о высоком урожае зерновых в стране, о нашем сельскохозяйственном потенциале, который может быть востребован и международным рынком, особенно по экологически чистой продукции ("в ФРГ - три, у нас 80 процентов такого продовольствия"). Объясняется это, главным образом, нашей бедностью, экстенсивностью сельского хозяйства, но все равно полезнее потреблять российские продукты.
Мы впервые показываем, заявил министр, что в России производятся не только водка, мед, лен, береста и рыба, но и создаются современные технологии. Упомянул он об улучшении инвестиционного климата, вновь призвав западных бизнесменов вкладывать иностранные капиталы в нашу экономику. Сообщив в заключение, что "российские производители все более активно вписываются в мировой продовольственный рынок", министр сказал: "Участие в "Зеленой неделе" для России - своеобразный смотр итогов нашей деятельности, мы сверяем свои часы с крупными и авторитетными производителями продовольствия в разных концах планеты".
Часы наши пока отстают, и беды российской деревни известны, пожалуй, каждому: нехватка капиталовложений, техники, удобрений, полная запущенность социальных структур, беззащитность, порой пагубная, перед нашествием импорта, засилие бюрократов, собственная инертность, безразличие крестьян, пьянство. Но и в этих условиях, оказывается, россияне способны на многое. Конечно, всегда есть что показать российскому центру - московскому или петербургскому региону: и производство сельхозпродукции и ее переработку. На "Зеленой неделе" - и "Красный Октябрь", и "Кристалл", и Клинский мясокомбинат, и столичная фирма "Крупно". Из Петербурга - "Балтика", лидер российского рынка продуктов быстрого приготовления "Дарья", "Хлебный дом" и другие.
Но, думаю, не одного меня приятно удивил тот факт, что, например, Тюменская область представлена на Берлинской ярмарке-выставке более чем двадцатью участниками. Не самый плодородный регион и климат суровый, а показали тюменцы выращенные у себя экологически чистые овощи, масло и сыры, комбикорма, мясные деликатесы, полуфабрикаты высокого качества, конечно всевозможную рыбу и спиртное. Не отстали и другие регионы "глубинки" - Мордовия, Коми, Алтай, Бурятия, Вологда. Восемь участников приехали в немецкую столицу из Белгородской области, которая является одним из ведущих аграрных районов России. Область входит в число российских лидеров и по инвестиционной привлекательности. Успешно идет сотрудничество с германской фирмой "Клаас" по модернизации сельхозтехники, закупке зерна и кормоуборочных комбайнов.
Такого рода связи вообще очень важны для наших стран. Активно действует на немецком рынке московская компания "Вимм-Билль-Данн", производящая молочные продукты, консервированные овощи, соки и поразивший местного потребителя морс. С фирмой "Август Тепфер" из Гамбурга поддерживает тесные деловые связи кондитерская фабрика имени Крупской из Петербурга - очень оживленно у ее стенда на "Зеленой неделе". Фирма "Троя" из Ленинградской области - партнер немецкого акционерного общества "Луксил Манн".
Сотрудничество с германскими предприятиями развивается, процесс, однако, идет медленнее, чем позволяют объективные условия, - сказывается "пугливая" инерция деловых людей из ФРГ, немало натерпевшихся в ельцинские годы. Но сейчас в Германии, особенно после визита президента Путина, эти настроения заметно меняются в лучшую сторону. Участие России в "Зеленой неделе", несомненно, послужит важным шагом по пути конкретного взаимовыгодного партнерства и в области производства, переработки сельхозпродуктов, в развитии пищевой индустрии.
В рамках "Недели" предусмотрены встречи политиков и специалистов, различные форумы , семинары, среди них "круглый стол" Ставропольский край - объект особого интереса немецких предпринимателей", 9-й аграрный форум "Восток - Запад", дискуссии по проблемам мировой торговли, по различным аспектам защиты потребителя. Практически все страны, в том числе и Россия, подготовили яркие культурные программы - ведь делу время, но и потехе час.