ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ РАДУГА

Я приехал на Чеховский полиграфический комбинат в тот день, когда его посетила делегация Международного Красного Креста, по заказу которого здесь уже в течение нескольких лет печатают пособия для внеклассного чтения. Они распространяются по всей России в рамках разработанной Международным Красным Крестом программы оказания гуманитарной помощи нашей стране. Уже тот факт, что столь авторитетная и уважаемая во всем мире организация доверяет свои заказы комбинату, - свидетельство достойной квалификации здешних специалистов. Как отмечали в беседе со мной представители Международного Красного Креста из Швейцарии, Франции, им нравится доброжелательная, интеллигентная обстановка на комбинате, умение руководства общаться с заказчиками, учитывать их вкусы и пожелания. Чувствуется, говорили они, что здесь работают настоящие профессионалы.

В этом убедился и я, беседуя с генеральным директором комбината М. Кесельманом - одним из членов Клуба лучших менеджеров России. В прошлом году предприятие отметило свое 35-летие. Кстати, одним из основателей комбината был В. Занин, который руководил им по 1988 год. Об особом вкладе этого человека в организацию в Чехове полиграфического производства напоминает мемориальная доска у главного входа на комбинат.
Хотя Чеховский полиграфкомбинат относительно молод, он хорошо известен в стране. В свое время здесь миллионными тиражами печатались периодические издания, в основном журналы. Тираж, например, "Роман-газеты" колебался от пяти до семи миллионов экземпляров. В общей сложности на расположенном на территории в восемнадцать гектаров предприятии печаталось около четырехсот наименований изданий суммарным тиражом в десятки миллионов экземпляров.
Экономический кризис 90-х годов не мог обойти и чеховский комбинат. Резко сократились тиражи изданий. Некоторые журналы вообще перестали существовать. Одновременно круто возросла стоимость бумаги, краски, типографских услуг. Из-за высоких таможенных пошлин стало дорого покупать за границей мелованную бумагу, а отечественная не производится. Создалась ситуация, когда дешевле печатать издания за рубежом, чем у себя в стране. Ведь чистая бумага облагается пошлиной, тогда как напечатанные за рубежом издания поступают в Россию без таможенных сборов.
На комбинате стал ощущаться недостаток заказов. Простаивало оборудование, не использовались люди. Численность работавших сократилась с трех тысяч до тысячи четырехсот человек. Именно в это непростое время комбинат возглавил М.Кесельман. Выпускник Московского полиграфического института, он одно время преподавал в Омском политехническом институте на кафедре технологии полиграфического производства, а затем переехал в Чехов, возглавил полиграфическое профессионально-техническое училище - теперь профессиональный лицей N 56.
Поначалу Михаил Абрамович с осторожностью воспринял предложение стать генеральным директором комбината: одно дело - готовить полиграфистов в училище и совсем другое - возглавить известное всей стране предприятие со сложным производством, переживающее далеко не лучшие дни. Пригодились опыт и отличное знание предмета. Жизнь заставила директора превратиться в умелого организатора производства, знающего экономиста, расторопного менеджера. И с этими новыми для себя обязанностями, как показывает практика, сегодняшние дела на комбинате, директор справляется весьма успешно. Он сразу же уяснил для себя, что должен определять стратегию развития, предоставляя специалистам инициативно заниматься решением конкретных повседневных производственных задач.
Чтобы вывести комбинат из кризиса, предстояло сохранить прежних и привлечь новых заказчиков, организовать выпуск изданий сравнительно небольшими тиражами. Ныне тут выпускаются такие журналы и методические пособия, как "Техника молодежи", "Знание - сила", "Квант", "Туризм и отдых", "Охота", "Медицинская сестра", "Ветеринария", "Русский язык в школе". Из толстых уважаемых изданий - журнал "Москва". Здесь же печатается журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство", в редколлегию которого входит директор комбината. Предприятие установило партнерские отношения с издательством Московской патриархии. В общей сложности комбинат сотрудничает примерно со 150 издательствами и редакциями, представляющими все основные отрасли хозяйства, сферы науки, культуры и медицины. Выпуск периодических изданий составляет сорок процентов всего объема продукции.
Взяли курс на расширение ассортимента выпускаемой продукции. Возобновили выпуск школьно-письменных ученических принадлежностей: тетрадей, альбомов для рисования, записных книжек, блокнотов, дневников и т.п. Также было восстановлено изготовление декоративной бумаги для мебельной промышленности. Кроме того, чеховские полиграфисты приступили к печати различной рекламной продукции, изготовление которой составляет 30 процентов от всего, что выпускается. Кроме того, было организовано производство карманных (в мягких красочных обложках) бестселлеров российских и зарубежных авторов. Недорогие, они пользуются возрастающим спросом - серии "Обожженная зона", "Секретные материалы", повести Э. Тополя, П. Дашковой и других писателей.
Для выпуска дешевых изданий нужно было дорогостоящее оборудование. И комбинат за счет собственных средств, а также банковских кредитов приобрел немецкую новейшую пятикрасочную листовую офсетную машину "Роланд 705" с лакировальным модулем. Это позволяет осуществлять отделку отпечатанной продукции непосредственно в машине. Сама же машина печатает обложки, вклейки, календари со скоростью до 15 тысяч листов-оттисков в час. Она может печатать и на самой тонкой бумаге, и на картоне, и на различных пленках. Ее просто переналадить, чтобы ускорить выпуск тиража. Таких машин в типографиях нашей страны еще очень мало.
Приобретение нового оборудования ориентировано на расширение ассортимента продукции. Для этого была куплена другая машина, точнее, комплект оборудования из семикрасочной машины глубокой печати "УАД 7800Д" и станка для продольной разрезки рулонных материалов. Они используются для многокрасочной печати на полипропилене, ПВХ, фольге, бумаге. Тем самым комбинат получил возможность выпускать мягкую упаковку для мороженого, шоколада, других пищевых продуктов. Одновременно была решена такая сложная задача, связанная с глубокой печатью, как изготовление формных цилиндров. За одну минуту машина "УАД 7800Д" способна выпустить примерно сто метров упаковочного материала. Уже началось выполнение первых заказов, ведется поиск партнеров среди предприятий пищевой промышленности.
На комбинате ведется серьезная работа в области маркетинга. Выпускаемая продукция регулярно выставляется на отечественных и международных выставках. Все более разнообразными становятся услуги комбината -с учетом принципа, что "клиент всегда прав". Работой с постоянными клиентами, а также привлечением новых занимается открытое в Москве представительство комбината. Оно же обменивается информацией, поддерживает контакты с другими полиграфическими предприятиями.
Заключив контракт, клиент не волнуется насчет того, где достать бумагу. Она предоставляется в его распоряжение со склада комбината. Нет у заказчиков и забот с рассылкой отпечатанной продукции. Ею занимается работающее в стенах комбината одно из подразделений Моспочтамта - цех N 8. Чеховское предприятие располагает транспортными средствами для вывоза печатной продукции. Четко налажена диспетчерская работа. Производственные мощности позволяют, например, за четыре дня отпечатать тиражом в 130 тысяч экземпляров такое рекламное издание, как "Товары и цены", имеющее тысячу двести страниц...
Реализация подготовленного руководством комбината бизнес-плана позволила существенно увеличить объемы производства, обеспечить загрузку типографских мощностей. Некоторые виды оборудования загружены в три смены по 6-7 дней в неделю. Финансовое положение комбината позволяет брать банковские кредиты для приобретения дорогостоящего оборудования. Приличная оплата труда работников дает возможность привлекать на производство молодых квалифицированных специалистов. Сейчас численность работающих на комбинате возросла до 1750 человек. И если еще недавно средний возраст работающих составлял 49 лет, то теперь - 41- 42 года. Это тоже свидетельство того, что у предприятия есть будущее. Недаром почти треть выпускников профессионального лицея N 56, получивших среднее специальное образование, работает на комбинате.
"Чеховцы" активно сотрудничают с родственными предприятиями. Сложились деловые, доверительные отношения и со своими, казалось бы, конкурентами. Комбинат представлен в Межрегиональной ассоциации полиграфистов. Его руководство понимает, что только благодаря сплоченным усилиям полиграфисты способны отстаивать свои интересы в условиях рыночной экономики, полного прекращения финансовой поддержки со стороны государства, а также при недостаточной правовой защите отечественного производителя.
Даже в самые трудные для себя дни комбинат оказывал помощь своему городу. Его налоговые отчисления составляют примерно пятнадцатую часть доходной части бюджета города Чехова. Сам Кесельман более двадцати лет является депутатом горсовета. Он же - член коллегии администрации Чеховского района. Комбинат ощущает постоянную поддержку со стороны городской администрации и мэра города Г.Недосеки, при котором немало делается для благоустройства города. Недавно город Чехов был награжден Почетным знаком Петра Великого.
Комбинат активно занимается и благотворительной деятельностью. Его заботу постоянно ощущают школы, детские сады. И, конечно же, его представители входят в число попечителей музея-заповедника в Мелихове, где жил и работал А.Чехов. Ими были предоставлены, в частности, средства на восстановление недавно сгоревшей сельской мелиховской церкви. Ее воссоздание происходило по сохранившимся чертежам...
Вот такой комбинат существует в небольшом подмосковном городе Чехове. На его долю при переходе к рынку, как и везде, выпали серьезные испытания. Но он с честью выходит из них. И уже можно с уверенностью сказать, что Чеховский полиграфический, его люди с уверенностью смотрят в будущее: оно в их руках.