С АЛЬМА-МАТЕР ДЕНЕГ НЕ ВЗЯЛИ

Кто бы мог подумать четыре года назад, что сугубо камерная, по-видимому, затея нескольких выпускников Гнесинской школы-десятилетки вырастет в одно из самых приметных событий музыкальной жизни Москвы?..

По идее организаторов смотра скрипача Романа Минца и гобоиста Дмитрия Булгакова, российские музыканты, продолжающие учебу в вузах разных стран, должны хотя бы одну неделю в году проводить вместе на родине и выступать для отечественной публики. Замысел оказался привлекательным, и теперь "Возвращение" - по сути международный праздник. Например, нынче вместе с Романом и Дмитрием и с другими уже известными, несмотря на молодость, россиянами - кларнетистом Игорем Федоровым, виолончелистом Борисом Андриановым, пианисткой Ксенией Башмет и другими - выступает английский пианист-виртуоз Чарльз Оуэн. Увлеченность, с которой юные артисты отдаются музыке, публика смогла оценить уже на первом концерте. Великолепного качества ансамбля удалось добиться и смешанному британско-израильско-российскому составу в исполнении Трио опус один Бетховена. А дуэт Чарльза с нашей Екатериной Апекишевой в сюите Шостаковича для двух роялей вызвал настоящую овацию.
Воодушевление публики, переполнившей зал, вполне понятно. Ведь на концерты может попасть практически любой меломан - входная цена почти символическая, так как все музыканты приезжают в Москву за свой счет, не обременяя хлопотами никакую концертную огранизацию, а кто-то при этом даже отказывается от "денежных" концертов на Западе. Ну где еще сегодня малоимущий интеллигент может послушать за "полтинник" в весьма качественном, как правило, исполнении жемчужины мировой музыки, от Джезуальдо и Перголези до Веберна и Денисова?
Вот только сохранят ли молодые свою сегодняшнюю бескорыстность лет через пять - десять? Не будут ли, подобно иным нашим уже заматеревшим звездам, смотреть на Родину с жалостливым снисхождением? До сих пор в ушах звучат слова одной знаменитой нынче соотечественницы, поющей в Вене и Бог знает где еще, но все же заехавшей не так давно в Москву. На вопрос: нет ли в планах выступления в оперном театре, с которого начиналась ее карьера, - примадонна проворковала ангельским сопрано: "Но ведь он такой бедный"...
К счастью, не все еще в музыкальном мире подчиняется законам "голого" расчета.