09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ СТАТЬ "БАНДЕРОЛЬЮ НА ДВУХ НОГАХ"

Вартанов Анри
Статья «НЕ СТАТЬ "БАНДЕРОЛЬЮ НА ДВУХ НОГАХ"»
из номера 007 за 16 Января 2003г.
Опубликовано 01:01 16 Января 2003г.
Две новогодние недели на большинстве телеканалов стали сплошным нескончаемым сверкающим "звездопадом". Утром, днем, вечером и уж тем более по ночам знаменитые представители, а в особенности представительницы самых массовых видов искусства - поп-музыки, кино, театра - демонстрировали миллионам поклонников свои лица, плечи, ноги, а также, не отягощая себя предрассудками и одеждой, и то, что ниже поясницы.

В последнее время - не без активного влияния ТВ - решительно поменялись духовные приоритеты. В условиях, когда подавляющее большинство людей свой культурный багаж подпитывает в основном с помощью домашнего экрана, лишь те произведения и авторы, которые имеют телевизионную "прописку", могут всерьез претендовать на "всенародный успех". Поэтому, наверное, многие деятели искусства (и политики тоже) озабочены тем, чтобы их лица постоянно мелькали на телеэкранах...
На этой слабости знаменитостей построен вышедший в минувшую субботу выпуск "Женского взгляда" О.Пушкиной. Названный "Новогодним курьером", он состоял из торопливого проезда журналистки по столице: за полчаса эфирного времени она успела повидаться чуть ли не с тремя десятками своих героинь и героев ушедшего года. Кого-то она застала на рабочем месте, кого-то дома, а некоторых - в магазине или вовсе на улице.
Времени на что-либо серьезное, кроме светских "ахов" и дамских поцелуев, решительно не хватало. Ведущая "Женского взгляда" всем подряд задавала один и тот же дежурный вопрос: чем вам запомнился уходящий год? Большинство ее собеседников и собеседниц в условиях цейтнота говорили банальности. Получалось бессодержательно, зато гладко.
Я не стал бы так подробно останавливаться на выпуске "Женского взгляда", если бы в нем, как в капле воды, не отразились черты, типичные для всего нашего нынешнего ТВ. Заметьте, непритязательная эта передача оказалась одинаково нужна всем трем встретившимся в ней сторонам. Зрителям - потому что они повидали, пусть мимолетно, знаменитостей. Журналистке - она доказала свою к ним близость. Ну и знаменитостям - для них это повод лишний раз засветиться на многомиллионной аудитории.
Хрестоматийный лозунг поэта - "Светить всегда, светить везде" - у этих людей переиначен: всегда и везде светиться. Светиться в любых, даже подчас довольно сомнительных по своим нравственным качествам ток-шоу. Светиться в низкопробных милицейских сериалах. Ну и, конечно же, светиться в опостылевшей зрителям рекламе.
О последней следует сказать особо. Популярный актер, снявшийся в рекламе, - для многих зрителей это поистине взрывная смесь. Любовь и доверие к кумиру, с одной стороны, неприязнь к тому, чем он занимается, - с другой. Поэт Андрей Дементьев в пятничном "Русском веке" резко высказался об артистах, которые "балуются" рекламой. Тех, что превратились в "бандероль на двух ногах" для телевизионной доставки разных товаров. Привел ответ Веры Васильевой на предложение сняться в коммерческом клипе. "У меня - другая профессия", - с достоинством заявила прима нашей сцены.
Об ответственности публичной профессии ТВ вспоминает крайне редко. Тема эта возникает в основном в связи с фигурами, воспитанными и сформировавшимися в прежние времена. О них можно узнать в цикле "Хвост кометы" Сергея Костина на ТВС. В пятницу и в воскресенье вышли в эфир два выпуска его программы, посвященные эстрадной певице Ларисе Мондрус и киноактрисе Жанне Болотовой.
В передачах Костина очень нелегко уйти от ответов на прямые вопросы. Журналист в начале и в конце каждого выпуска (таков его "фирменный" прием) четко, в анкетном стиле, спрашивает о самом сокровенном. Зритель видит на неподвижном, очень крупном плане глаза "звезды" - и соврать тут невозможно: обман немедленно будет обнаружен.
Две героини Костина очень непохожи, пожалуй, во многом противоположны друг другу. Одна превосходно пела, другая играла на экране романтических, тонких натур. Одна была постоянно в конфликте с властью, другая пользовалась у нее любовью. Одна, не выдержав, уехала в эмиграцию, другая и подумать об этом не могла...
Впрочем, внимательный зритель заметит и то общее, что есть у двух героинь Костина. Обе они очень серьезно относились к своему искусству и к себе. Исходили из высокого предназначения артиста. Ни в чем не давали себе снисхождения. Никогда не опускались до суеты, которая позже получила название "тусовки". И еще: при любой конъюнктуре никогда не подлаживались под изменчивую политическую моду.
Обе истории, рассказанные Костиным (вернее, выслушанные им, а затем и поведанные нам), носят в общем-то минорный характер. Очень грустно сознавать, что две блистательные артистки, неповторимые каждая в своем искусстве, по разным причинам не сделали в творчестве всего, что могли бы сделать. В основном по объективным причинам, а может, в какой-то степени из-за некоторых личных особенностей.
Жаль, конечно, что и певица, и киноактриса слишком рано завершили свою активную жизнь в искусстве. Смотришь на них нынешних - и возникает (уверен, не у меня одного) ощущение: захоти каждая - и они могли бы и сегодня выйти на сцену или в павильон киностудии. Появиться на телеэкране. Не для того, чтоб светиться. Чтобы светить.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников