УБИТЫЕ ДО РОЖДЕНИЯ

Старый как мир вопрос - жить или не жить нежеланным детям - перед Новым годом снова "всплыл" на повестке дня Госдумы: депутат Александр Чуев - член фракции "Единство" и зам. председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций - внес на рассмотрение законопроект об изменениях и дополнениях в законодательные акты, направленных, как он утверждает, "на защиту жизни нерожденных детей". Суть его предложения в том, чтобы узаконить запрет на аборты после 12 недель беременности (за исключением случаев, когда это продиктовано медицинскими показаниями) и исключить из юридической практики понятие "искусственное прерывание беременности по социальным показаниям" (когда женщина не состоит в браке, когда она или ее муж являются безработными, не имеют жилья и пр.).

Сам инициатор законопроекта и его сторонники полагают, что шокирующий рост количества абортов в России обусловлен вовсе не материальными причинами (хотя вырастить ребенка недешево), а скорее духовной болезнью общества. Впрочем, предоставим слово ему самому.
- По количеству абортов, - напоминает Александр ЧУЕВ,- Россия вышла на первое место в мире. Согласно статистическим данным, у нас ежегодно проводится их от двух до четырех миллионов. Это больше, чем в Индии и Африке, где уровень жизни ниже, чем у нас, а численность населения выше. Такое количество абортов - не что иное, как духовная деформация. И никакие дополнительные финансовые вливания и улучшение условий жизни решению проблемы помочь не смогут.
В качестве вспомогательных средств предлагается запретить рекламу абортов и средств контрацепции абортивного действия, размещать эту информацию лишь в специализированных медицинских изданиях. Но и это не все. Мужчин, уклоняющихся от анализа ДНК, следует признавать отцами на основании заявлений матерей. Нужны изменения и дополнения в федеральное законодательство, в частности, в законы "О лекарственных средствах" и "О рекламе", а также в Семейный и Уголовный кодексы.
В обществе распространился взгляд на аборт как на обычную медицинскую процедуру, единственной отрицательной стороной которой является вред, наносимый здоровью женщины, - аргументирует он свое предложение. При этом полностью игнорируется вопрос о праве на жизнь нерожденного ребенка. Между тем это право не должно быть поставлено в зависимость от материального положения родителей и других социальных факторов. Есть основания считать, что предлагаемый законопроект не только сделает наших женщин здоровее, но и поможет удвоить население России и за 15 - 20 лет, выйти из демографического кризиса.
Поможет ли? Вот мнение по этому поводу главного специалиста страны по вопросам народонаселения.
Анатолий АНТОНОВ, доктор философских наук:
- Обещания щедрые и далеко не во всем оправданные. Попробую высказать свой взгляд на этот вопрос с точки зрения демографии.
В принципе наука демография относится к абортам негативно. Наша задача - минимизация абортов, но только не с помощью запретов. Наказание тут не принесет пользы. Минимизировать аборты нужно главным образом путем разумной социальной и семейной политики, которая помогла бы усилить естественную потребность в детях, доведя ее в идеале до трех, а для начала хотя бы до двух детей в семье. Сегодня на женщину в среднем в России приходится лишь 1,2 ребенка, то есть мы имеем дело с массовой однодетностью. В связи с этим нужна специальная государственная программа, направленная на увеличение рождаемости. Однако такая мера, как запрет на аборты, способна только загнать их в подполье, а с пагубными последствиями этого мы уже хорошо знакомы. Напомню: в 1936 году аборты у нас были запрещены, но это не дало ровным счетом никакого демографического эффекта: на два-три года процесс затормозился, пока не наладилась система подпольных абортов, которые еще более гробят здоровье женщин детородного возраста. Поэтому в 1955 году запрет был снят, и аборты снова стали легализованы. И вот опять звучит слово "запрет", и объяснение этому, конечно, находится.
Вы можете сказать, что речь в данном законопроекте идет не о запрете абортов вообще, а лишь на поздних стадиях беременности - после 12 недель. Но где гарантия, что этот закон не станет как бы пробным шаром, ступенью к полному запрету абортов?
Тут как нигде недопустимы стереотипные решения, ибо надо непременно учитывать как минимум три фактора. Первый: в браке или вне брака родится ребенок. Второй: идет ли речь о первенце или же о ребенке, "промежуточном" между рождением других детей и, наконец, третий: не продиктовано ли желание супругов избавиться от очередной беременности их полной удовлетворенностью уже имеющимся количеством детей. Скажем, у них уже есть трое, и им этого достаточно, поскольку полностью отвечает их планам, и вы хоть тюрьмой им пригрозите, они все равно с помощью аборта избавятся от "лишнего" ребенка.
Есть только одно веское обстоятельство для запрета аборта: если это основано на медицинских показаниях. Однако нельзя не считаться и с множеством нестандартных ситуаций, когда людям надо предоставить право выбора: если девушку или замужнюю женщину, к примеру, изнасиловали, и для нее даже мысль родить ребенка от изувера-насильника невыносима. Или если, скажем, в жизни женщины или ее мужа замаячила тюрьма... Да мало ли еще какие могут быть нестандартные ситуации!
А вот так называемые социальные причины (материальная сторона, квартирный вопрос, простые житейские обстоятельства) не должны приниматься во внимание: допустила беременность до поздних сроков - будь любезна, рожай, а ребенка в крайнем случае отдашь на попечение государства. Надо приучать молодых людей к ответственности за свои поступки.
Подытоживая все "за" и "против", скажу так: с точки зрения демографии, закон о запрете на аборты после определенного срока бесполезен - рождаемости он не повысит. По демографическим, как, впрочем, и по социальным причинам, эта мера не только бесперспективна, но и вредна. Говорить о законе, запрещающем поздние аборты, имеет смысл лишь в плане медицинском - если врачи вынесут свой "приговор" во имя уменьшения негативных, опасных последствий для здоровья женщины. Все остальное - от лукавого.
Надежда ЗУДИНА, врач-гинеколог:
- Через мои руки прошло множество беременных женщин, и, конечно, далеко не все решаются на аборт легко и просто. Но есть и такие, которые бездумно, я бы даже сказала, преступно легкомысленно относятся к своим связям и для которых беременность - лишь досадная оплошность, которую можно устранить с помощью аборта. Из этого сам собой напрашивается вывод: у нас слишком мало внимания уделяется просветительской работе с молодежью, с женщинами. Они должны знать, что аборт - не простая операция, она влечет за собой очень серьезные последствия, не только медицинские, вплоть до бесплодия, но и нравственные. Специальные исследования, проведенные итальянскими учеными, выявили сенсационный факт: женщины, решающиеся в силу тех или иных обстоятельств на аборт, гораздо чаще, чем другие, подвержены депрессиям, мыслям о самоубийстве.
Но вернемся к российской действительности. Хотя разрешение абортов в нашей стране вовсе не означает их поощрения, мы невольно делаем это, не ведя просветительской и воспитательной работы в этом плане, не разъясняя, насколько тяжкие последствия может вызвать насильственное прерывание беременности, особенно первой, и насколько проще и безопаснее с помощью современных средств контрацепции не доводить дело до нежеланной беременности.
Ну а запрет - это мера крайняя и бесполезная, - ведь при теперешнем бурном развитии частных медицинских услуг выявить, а следовательно, и наказать за сделанный частным образом аборт крайне сложно. Так что следует всесторонне взвесить "запретный закон", прежде чем вводить его в действие.
А что думают об этом женщины, которым пришлось решать вопрос - быть или не быть? Приведем лишь два мнения - "за" и "против".
Клара НИКИФОРОВА, многодетная мать (Иркутск):
- В советское время наша страна была первой, узаконившей аборты, потом мы их запретили, затем отменили запрет, а теперь снова пытаемся ввести, правда, не тотальный, а лишь на поздних сроках. Ну и что? Как говорится, на ошибках учимся. Видимо, мы наконец-то поняли: то, что у нас до сих пор считается обычной операцией, есть не что иное, как завуалированное детоубийство. И никакие "веские" причины (кроме, конечно, медицинских противопоказаний) не могут его оправдать. Ведь наукой убедительно доказано, что уже двух-, а тем более трехмесячный ребенок во чреве матери - это не "червячок", не "эмбрион", а настоящее человеческое существо... Сторонники абортов любят повторять, что дети должны быть желанными. Спорить с этим трудно, но разве из этого следует, что нежеланных детей нужно убивать? Я - за то, чтобы закон защитил этих еще не рожденных младенцев от смертного приговора.
ОЛЬГА В. студентка (Волгоград):
- Как можно законодательно запретить женщине решать свою судьбу? Ведь рождение ребенка - это нередко крутой поворот в жизни, и есть много различных ситуаций в личной жизни, когда ничье вмешательство недопустимо, а закон всех равняет, нюансов не учитывает. Рожать или не рожать - решать забеременевшей женщине, и больше никому. Другое дело, что сегодня, слава Богу, есть достаточно надежные способы избежать несвоевременной беременности, и лучше до нее не доводить, чем делать аборт. Но если уж так случилось, что не убереглась - придется подвергнуть себя вмешательству извне - во всяком случае, у женщины должно быть на это право.
Скажу о себе. Мне 19 лет, я еще учусь, и парень мой еще не встал твердо на ноги. В общем-то мы вели себя аккуратно, но все-таки случилось по неосторожности так, что я "залетела" и к тому же по глупости долго скрывала это и от него, и от своих родителей. И пока я раздумывала, быть или не быть ребенку, подошел к концу третий месяц. Только тогда я опомнилась и помчалась на аборт. Какое счастье, что пока это у нас без проблем...
Сейчас все уже позади и, надеюсь, без последствий для здоровья. Но я с ужасом думаю: а ну как был бы принят закон, который закрыл бы мне легальный доступ к врачу? Не знаю, как бы я поступила, - наверное, обратилась бы к какой-нибудь "подпольщице"...
Так что я на собственной шкуре испытала, какое это благо для современной женщины - свобода действий, отсутствие жандармских запретов.
{Bull}Уровень материнской смертности при родах в минувшем году составил 36 на 100 тысяч женщин. Для сравнения: в развитых странах он не превышает четырех-пяти.
{Bull}По сведениям, представленным главным гинекологом России Владимиром Куликовым, всего 30 процентов беременных женщин донашивают ребенка до родов. 60 процентов делают аборты.