11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ БРОСИЛ ЯКОРЬ

Шевцов Никита
Опубликовано 01:01 16 Января 2003г.
С 1962 года режиссер Роман Полански ничего не снимал в своей родной стране - Польше. Но именно горьким событиям, происходившим на польской земле, посвящен последний фильм всемирно известного кинорежиссера. Это пристальный взгляд зрелого человека на трагедию своего детства. Поразившая всех знатоков кинокартина "Пианист" в прошлом году была удостоена главного приза фестиваля в Каннах - Золотой пальмовой ветви.

Сама жизнь режиссера достойна того, чтобы стать основой остросюжетного голливудского фильма. Но Полански по-прежнему считается самым скрытным из кинознаменитостей. Невысокого роста, с бледным лицом, он чем-то напоминает ожившую скульптуру. Недавно пан Роман был провозглашен "бессмертным" - так называют членов Французской академии литературы и искусства. Но в нем нет никакой внешней солидности. Он привык появляться на людях в джинсах, в майке и бейсболке...
Между тем печалью, горьким отношением к окружающему миру проникнуто все его творчество. Он презирает политиков и восхищается учеными. Не затухает его ненависть к нацизму. Для съемок "Пианиста" Полански отправился в Польшу и на территорию бывшей ГДР - в поисках мест, где живут бедные люди и много еще полуразрушенных домов. Именно там ему удалось найти "декорации" для своей картины. Сюжет фильма реалистичен и прост. В его основе автобиографический роман пианиста Владислава Шпильмана. Концертирующий маэстро оказывается в варшавском гетто, откуда его спасает проникшийся сочувствием к музыканту немец. "Я хотел избежать косметики, присущей голливудскому кино", - рассказывал Полански на пресс-конференции во время кинофестиваля в Каннах. Хотя фильм о пианисте, но совершенно ясно, что он и о Полански, которому так же, как и музыканту, удалось выжить в фашистском аду. И не случайно в фильме присутствуют детские воспоминания Романа о том, что происходило с ним и членами его семьи... Когда в фильме отец Шпильмана, пожилой господин, забывает снять шляпу перед шедшими навстречу двумя немецкими солдатами - представителями "высшей расы", те жестоко избивают его. Именно так было в реальности с отцом режиссера.
Пианист выжил. Полански тоже. Он родился в Париже, но за два года до начала войны его родители переехали в Польшу. Потом наступили годы нацистской оккупации. Маленькому ребенку удается перебраться через колючую проволоку, ограждавшую краковское гетто. Его спасла чужая крестьянская семья. Он сам научился читать и писать, иногда умудрялся забираться в кинозал, где сидели немецкие солдаты и офицеры. Его мать была депортирована и так и не вернулась. Отцу удалось уцелеть. Так что уже в детские годы Раймон, или, как его называли, Роман хлебнул столько, сколько многим людям не удалось пережить и за всю жизнь.
По мнению французского журнала "Гала", трагедия детства закалила его, научила рисковать, ничего не бояться. Эти качества проявились в нем уже в первые послевоенные годы, когда Полански вместо того, чтобы готовить серьезную дипломную работу, стал снимать в школе киноискусства в Лодзи короткометражные и, как всем казалось, абсурдные фильмы. Потом решил переквалифицироваться в актеры и долгое время играл на сцене. Его творческой удачей оказалось создание образа Моцарта в спектакле "Амадеус". "Я хотел быть актером, я хотел быть режиссером, я хотел быть всем", - вспоминал позднее Полански. Его амбиции не умещались в рамки коммунистического режима. К их реализации Роман приступил, только оказавшись на Западе. Он начинает работать в Париже, Лондоне, Лос-Анджелесе. Ему нравилась не только работа режиссера, но и женщины, которых он умел очаровывать. Сначала в его любовные сети попала ведущая польская актриса 50-х годов Барбара Ласс. Потом пришел черед других звезд. Избранные им актрисы получали главные роли в его фильмах. В их числе были Франсуаза Дорлеак, ее сестра Катрин Денев, затем Сидни Ром и, наконец, Настасья Кински. "Когда ты оказываешься во власти кино, то начинаешь понимать любовь", - признался как-то режиссер.
Сначала о нем заговорили как о режиссере, умевшем воплощать на экране тревоги и кошмары. Речь идет прежде всего о таких фильмах, как "Бал вампиров" и "Ребенок Розмари". Полански работает в Голливуде, его соратниками становятся представители нового поколения актеров и режиссеров: Джек Николсон, Боб Рафельсон, Боб Эванс, вступившие в конфликт с признанными голливудскими авторитетами и определившие для себя новые подходы к работе и к самой жизни. Они слушают тяжелый рок, употребляют наркотики и просыпаются по утрам с женщинами, имен которых не знают...
В это время Полански встречает женщину своей мечты - восхитительную Шарон Тейт. Она беременна. И вот в один из вечеров, когда режиссер отсутствовал, в его доме происходит ужасное. По приказу своего гуру Чарльза Мэнсона сатанисты нападают на Шарон и ее друзей, всех их зверски убивают. Приехавшие полицейские, к своему ужасу, увидят тело Шарон Тейт, покрытое ножевыми ранами, со вспоротым животом. До последних мгновений она умоляла пощадить ее ради ребенка. Америку охватил ужас. Находясь под впечатлением столь чудовищного события, происшедшего 9 августа 1969 года, пресса обрушивается на Полански, обвиняя его в том, что своими фильмами он стал невольным инициатором и подстрекателем к убийству собственной жены. Действительно, в фильме "Ребенок Розмари" содержалось немало сатанистских эпизодов. Полански чувствовал себя глубоко оскорбленным этими обвинениями. "В тот момент, - признался как-то режиссер, - я подумал, что нахожусь в черной дыре, в которой ощущаешь себя мертвым, но на самом деле живешь".
Но вот Роберт Эванс и Джек Николсон предлагают ему снять картину с экзотическим названием "Чайнатаун" ("Китайский квартал"), хотя в этом фильме нет ни одного китайца. Режиссер с охотой взялся за работу, позволив себе сыграть в ней небольшую роль жулика. Образ же главной героини создала Фэй Данауэй, которая впоследствии жаловалась на диктаторские методы режиссуры Поланского. Фильм выходит на экраны, все признают его подлинным шедевром. Сегодня "Чайнатаун" входит в число ста лучших американских кинофильмов, пленки которых хранятся в библиотеке конгресса США.
Полански снова выжил. Он возвращается в Париж, где когда-то провел первые три года своей жизни. Там он снимает еще один интересный фильм "Квартирантка" с Изабель Аджани в главной роли. Режиссер продолжает свои бесконечные путешествия между Европой и Штатами. Он ищет сюжеты для новых фильмов и... одновременно находится в постоянном поиске женщин. Новый скандал не замедлил разразиться. Полански обвинен в том, что вступил в сексуальные отношения с тринадцатилетней девушкой. Американский закон суров. Судья потребовал строгого наказания режиссера. В ожидании приговора Полански проводит сорок два дня в тюремном заключении, которые показались ему вечностью. Как только его освободили под залог, он сел в самолет и улетел во Францию. Со временем выяснилась надуманность обвинения. Судья, который рассматривал дело, давно умер. Девочка-"жертва" выросла и с большими симпатиями отзывается о Полански. Но тем не менее с тех пор Америка закрыта для режиссера. Там его до сих пор воспринимают как аморального, психически неустойчивого человека. В Европе же он чувствует себя свободным и уважаемым. И понятно, почему он окончательно обосновался в Париже. Но не случайно его сравнивают с цыганом, вечно кочующим по планете.
Если заговорить с ним о его частной жизни, он сразу уйдет в себя, угаснув, как свеча. Полански постоянно находится между двумя огнями: мужчины относятся с недоверием, а многие женщины боготворят. А сам режиссер не очень высокого мнения о самом себе, но у него нет повода и для того, чтобы с почтением относиться к другим людям. Долгое время Роман считал себя "летучим голландцем", но когда познакомился с Эммануэль Сейгнер - внучкой актера Луи Сейгнера, то понял, что окончательно бросит якорь у пристани, которую так долго искал и уже не рассчитывал найти. В 1987 году режиссер снимает фильм "Франтик" с Э.Сейгнер в главной роли. Ей - 21 год, ему - пятьдесят четыре. А потом они поженились, после чего Полански впервые становится папой.
В снятых в 90-е годы картинах "Медовый месяц", "Девушка и смерть", "Девятая дверь" Полански в основном размышляет о страданиях и смерти. Все шло к тому, чтобы он снял фильм о холокосте. Прочитав роман "Пианист", он понял, что это его тема. "Я встретил Шпильмана, - рассказывает режиссер, - незадолго пред его смертью в 2000 году. Мое предложение снять фильм по его книге привело автора в восторг". Мировая премьера состоялась в Варшаве. Перед присутствовавшими предстал совсем другой человек - семьянин, отец двоих детей, порвавший с образом неисправимого соблазнителя, которому было совершенно наплевать на то, что о нем думают другие. Теперь он готов "пожать руку" всей Вселенной. Когда его спросили, собирается ли он снимать новые фильмы, Полански ответил утвердительно, но добавил, что еще не знает, какими будут их сюжеты. Ему, конечно же, надо поразмыслить после того, как он обрел счастье в своей семье, своих детях. Старшему Моргану уже девять лет, младшему Элвису - четыре. Благодаря им, сказал Полански, я понял, что существует жизнь вне кино.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников