Главная Экономика 19:01 16 Января 2016 4426
Летать надо на своих!

За тотальный отказ авиакомпаний от российских самолетов теперь расплачиваются пассажиры и госбюджет

Анатолий Журин

Международная ассоциация воздушного транспорта сообщила, что на этой неделе авиабилеты на зарубежные рейсы снова подорожали на 6-7%. Цены на полеты внутри России пока держатся. Но двумя днями раньше гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на встрече с президентом РФ проинформировал, что крупнейший авиаперевозчик будет вынужден через два месяца пересмотреть даже так называемые социальные плоские тарифы в сторону повышения. Если сейчас из Москвы в Калининград и обратно можно слетать за 5 тысяч рублей, с марта, когда начнет действовать летний тариф, билет будет стоить больше 8 тысяч. И это на фоне падающих цен на нефть, а следовательно, и на топливо. Так что же происходит с авиабилетами, которые дорожают с опережением инфляции?

С полетами за кордон вроде бы понятно. Платить за обслуживание в аэропортах и заправляться за рубежами нашей Родины приходится валютой, а топливо в цене билета составляет 40% затрат. Так что хочешь загорать на пляже Пхукета или кататься на склонах альпийских гор — придется дополнительно раскошелиться.

Но беда в том, что слабеющая национальная валюта оборачивается и неминуемым подорожанием на внутренних рейсах. Ведь пассажиры расплачиваются за билет рублями, а практически все затраты, которые несет авиаперевозчик, прямо или опосредованно привязаны к доллару и евро. Скажем, аэропортовские сборы зависят от затрат на закупку и поддержание в рабочем состоянии оборудования, а оно в основном импортного производства.

Но самые серьезные затраты авиакомпании несут за эксплуатацию зарубежных лайнеров. Крупнейшая из них, «Аэрофлот», на который приходится половина отечественного рынка авиаперевозок, еще осенью сообщала, что с начала прошлого года расходы по лизингу воздушных судов выросли на 88,6% — до 31,34 млрд рублей. Средние и мелкие компании потеряли, конечно, меньше, но в целом картина зеркальная, потому что иностранные лайнеры повсеместно составляют основу авиапарка. Не корысти ради, а дабы просто избежать печальной судьбы «Трансаэро», перевозчики вынуждены экономить на всем и повышать цены на билеты.

Есть, правда, еще один всем известный источник — госбюджет. Тем более что власти идут навстречу, поскольку авиасообщение в огромной стране не роскошь, а средство передвижения, зачастую единственное, для миллионов. С учетом этой экономической и социальной роли два года назад компании получили серьезную поддержку в рамках программы развития региональных авиаперевозок. А в канун новогодних праздников родилась еще одна инициатива. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, учитывая сокращение международных рейсов, обратилась в Минтранс с предложением ввести нулевую ставку НДС на внутрироссийских авиаперевозках, увеличить в 1,5 раза размер возмещаемого акциза на авиатопливо, а также ввести механизм компенсации ставок по кредитам, привлеченным авиакомпаниями в российских банках. Как говорят, в правительстве идею встретили с пониманием, положительное решение может быть принято, несмотря на проблемы с бюджетом.

Допустим, помощь будет оказана, она позволит компаниям поддержать платежный баланс. Но рубль продолжает падать, пробивая новые бреши в бюджетах перевозчиков. А поскольку экономические санкции закрыли доступ к дешевым валютным кредитам, авиакомпаниям придется менять на валюту дешевеющие рубли — и, значит, опять повышать цены. Замкнутый круг! Однако наш эксперт, заместитель генерального директора летно-испытательного центра Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА) Рубен ЕСАЯН уверен, что выход из него есть.

«Сегодня всем понятно, что наши авиакомпании не попали бы в этот финансовый капкан, если бы не закупали только иностранные самолеты, — уверен Рубен Татевосович. — И если бы правительство всерьез думало о собственных крыльях. Ведь советский авиапром оставил нам в наследство самолеты, многие из которых успели получить сертификаты летной годности и даже успешно эксплуатируются. Четыре года назад мне в качестве испытателя регионального Ил-114 довелось побывать в Узбекистане. Там восемь этих самолетов уже много лет эксплуатируются. Я попросил собрать представителей экипажей, чтобы услышать отзывы.

Вы не поверите — ни одного дурного слова об этих судах не было сказано! Наоборот, говорили, что забот не знают с тех пор, как только поставили на линию этот самолет вместо списанных Як-40 и Ан-24. Самолет удобен для пилотов и пассажиров, неприхотливый и экономичный».

Рубен Есаян рассказал, что участвовал в испытании эксплуатирующихся во многих российских компаниях франко-итальянских ATR-72. Так вот, по его мнению, Ил-114 не только им ни в чем не уступает, но и кое в чем превосходит. Иностранные самолеты рассчитаны на европейские аэродромы, а наши машины по определению предполагалось эксплуатировать в условиях сурового климата и с учетом уникальной способности садиться на грунт. Ну и, конечно, запчасти, обслуживание — все за местные деньги, а не за дорогую валюту...

Наверное, узбекские перевозчики тоже могли купить региональный самолет в Канаде, Бразилии или Италии, но предпочли проверенный советский Ил-114. Просто потому, что вынуждены были и тогда, когда жареный петух не клюнул экономику в известное место, считать деньги. Наш самолет выигрывает у того же ATR-72 по основным экономическим показателям: расходу топлива, продолжительности полета с полными баками, удельной стоимости перевозки пассажира в расчете на километр полета. Ил-114 даже дешевле — если, конечно, покупать новую машину, а не брать в лизинг подержанную. Но наши компании предпочитали арендовать. После обвала рубля выяснилось, что экономия эта была мнимой.

Остается только напомнить, как летом 2014 года на совещании в Самаре президент Владимир Путин предложил наладить производство Ил-114 в России, чтобы его заказывали наши авиаперевозчики. Минтранс и Росавиация взяли под козырек, но все, как всегда, утонуло в согласованиях. Сначала в качестве основной площадки определили авиазавод в Самаре, потом переиграли на Нижний Новгород. Время идет, но нет ни сборочного производства, ни заказов на перспективный российский самолет. Просто бойкот какой-то! А ведь сегодня уже всем очевидно, что санкции и ослабление рубля — это всерьез и надолго. И компаниям строить далеко идущие планы стоит с расчетом на закупку самолетов прежде всего отечественного производства.

Тут надо уточнить, что такие заказы уже есть, но пока по другому самолету. На уже упомянутой встрече с президентом Виталий Савельев доложил, что «Аэрофлот» в декабре получил четыре машины «Сухой Суперджет». Теперь их у крупнейшей российской авиакомпании 26, а с учетом готовящихся соглашений скоро будет больше 40. Но проблема в том, что этот самолет может считаться российским лишь условно. По оценкам разных экспертов, 60-80% в стоимости «Суперджета» занимают комплектующие иностранного производства. То есть покупаются за валюту. Со всеми вытекающими последствиями, о которых мы уже знаем.

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Может, с принятием прогрессивной налоговой шкалы Минфин наконец-то увидит давно очевидное?

Алекс Зверев
Труд
Между прочим, россияне владеют самым большим флотом суперъяхт в мире. Фото: Christian Charisius/dpa, globallookpress.com

«Следует продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы», — высказался на днях президент Владимир Путин. И тут же...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 3930
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

В России объявлена амбициозная программа развития туризма

Максим Башкеев
Труд
Одно озеро в это программе - это Байкал собственной персоной. Фото: globallookpress.com

В индустрию отдыха собираются вложить как минимум 1,5 трлн рублей и до 2030 года удвоить внутренний турпоток. Дело за малым: успеть за это время создать соответствующую инфраструктуру. До недавних пор отечественные...

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 3044
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Рекордный уровень в 69 тысяч долларов был впервые достигнут 10 ноября 2021 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

Стоимость биткоина впервые приблизилась к 70 тысячам долларов. Согласно данным торгов, цена криптовалюты достигла рекордного показателя. На крупнейшей по объему торгов криптовалютами бирже Binance биткоин дорожал на 0,94 процентоа за сутки...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?