Россиянам объяснили, когда находка чужого имущества считается кражей

Конституционный суд проверил на соответствие Основному закону нормы Гражданского и Уголовного кодексов РФ

Конституционный суд (КС) России признал соответствующими Основному закону нормы Гражданского и Уголовного кодексов РФ, которые позволяют определить, когда присвоение найденного чужого имущества можно считать кражей. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу суда.

КС пояснил, что внешне правомерная находка может стать преступлением, за которое нарушителю придется отвечать. Речь идет о статье 227 ГК РФ, а также ч. 1 и п. 1 примечаний к статье 158 УК. КС проверял их конституционность в связи с жалобами Альбины Галимьяновой из Башкирии и Виктора Пузрякова из Ульяновской области. Заявители нашли мобильные телефоны и оставили их себе, не пытаясь отыскать владельцев. Суды признали их виновными.

КС установил, что тот факт, что человек нашел чужую вещь, но не стал писать заявление о находке, искать собственника и возвращать найденное, говорит о нарушении гражданско-правовых норм. А если человек пытается спрятать находку или уничтожить признаки, по которым можно найти владельца, то речь уже идет об умысле на хищение.

В результате рассмотрения жалоб был сделан вывод, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, а также отвечают принципам справедливости. Кроме того, как постановил КС, они позволяют отличить правомерное поведение от уголовно-противоправного.

Также Конституционный суд напомнил о том, что в Гражданском кодексе РФ закреплены основания приобретения прав собственности не только на имущество, у которого есть владелец, но и на имущество, собственник которого неизвестен.

Ранее эта судебная инстанция постановила, что Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) России и закон «О банкротстве» не запрещают полностью судам взыскивать единственное жилье должника.