РОССИЯ - КАЗАХСТАН:

В конце января с.г. в Москве состоялся саммит лидеров стран - участниц СНГ.Некоторые участники встречи поспешили назвать ее переломной. Вероятно, потому, что все разговоры о грядущем распаде Содружества, еще столь частые в прошлом году, в этот раз уже не звучали. А тот факт, что лидеры 12 стран избрали главой Совета глав государств СНГ В. Путина, по мнению экспертов, свидетельствует не только о том, что его уже считают победителем грядущих президентских выборов, но и о том, что сторонам удалось договориться о необходимости укрепления взаимного сотрудничества.

Эта мысль прослеживалась в заявлениях целого ряда руководителей стран СНГ по окончании саммита. В частности, президент Казахстана Н. Назарбаев заявил: "Наша региональная общность - не досужая выдумка, а объективная реальность. С точки зрения географии это понятие уже закреплено термином "Центральная Азия". Почему оно не может быть дополнено геополитическим или экономическим смыслом? Для этого есть все предпосылки. Они обусловлены общностью политических задач, связанных с укреплением суверенитета и независимости. Они подкреплены схожестью экономических проблем, начиная с формирования рыночной экономики и кончая эффективным использованием водных ресурсов. Наконец, мы имеем общие исторические и культурные корни... Серьезная интеграция казахстанской и российской крупной промышленности - это важный и серьезный вопрос. Это необходимо для экономик обеих стран, для наших двусторонних отношений".
Эта мысль подкрепляется и документально: Казахстан и Российская Федерация еще в июле 1998 года подписали Договор о вечной дружбе и союзничестве. Отметим, что подобного договора в СНГ больше ни у кого нет.
Казалось бы, при таком подходе никаких проблем в развитии взаимовыгодных экономических и производственных связей между нашими странами быть не может. Тем более что экономическая ситуация и в России, и в Казахстане весьма непростая. В этих условиях две соседние страны пошли на взаимовыгодный и исполненный доброй воли шаг: 19 января с.г. они подписали Протокол по итогам переговоров премьер-министра Казахстана Токаева и первого заместителя председателя правительства России Касьянова, который фактически вывел взаимоотношения двух стран в области электроэнергетики на "нулевой вариант".
Согласно протоколу, Россия в лице РАО "ЕЭС России" простила Казахстану долги "НЭС Казахстанэнерго" в размере 239 млн. долларов, а также долги ряда распределительных электросетевых компаний в размере 59,4 млн. долларов.
В обмен на эти, прямо скажем, щедрые дары Казахстан простил РАО "ЕЭС России" долги по ряду контрактов на общую сумму порядка 50 млн. долларов (долги принадлежащего РАО "ЕЭС России" угольного разреза "Северный"),
передал 50% пакета акций ЗАО "Станция Экибастузская ГРЭС-2" в собственность РАО "ЕЭС России", уступил права сроком на 49 лет на частичную передачу электроэнергии от ЗАО "ГРЭС-2" до территории России,
а также обязался завершить до 1 апреля 2000 г. оформление прав собственности РАО "ЕЭС России" на "объекты, технологически связанные с добычей угля на разрезе "Северный". Проще говоря, речь идет о передаче российским энергетикам права пользования подъездными путями к собственному карьеру.
Таким образом, как заявил премьер-министр Казахстана Токаев, после прошедших переговоров долги республики за электроэнергию можно считать погашенными. За это Казахстан расплатился акциями Экибастузской ГЭС, на базе которой будет создано совместное предприятие с РАО "ЕЭС России", а также правом ЕЭС нормально работать на собственном угольном разрезе. Причем прибыль от эксплуатации всех перечисленных объектов пойдет в доход как России, так и Казахстана.
Однако, как говорится, "гладко было на бумаге".
Начнем с того, что принадлежащим РАО "ЕЭС России" разрезом "Северный" до недавнего времени управляла компания ЗАО "Энергоуголь", доверенность которой на управление карьером выписал еще Дьяков в бытность свою руководителем РАО "ЕЭС России". Эта компания при благодушном отношении местных властей доуправлялась до того, что ее долг Казахстану превысил 40 млн. долларов, а работники разреза по пять месяцев не видели зарплаты.
В ноябре прошлого года РАО "ЕЭС России" изъяло разрез "Северный" из управления ЗАО "Энергоуголь". Департамент РАО по связям со СМИ сообщил, что это решение принято "в связи с не совсем эффективной работой менеджмента "Энергоугля", и теперь РАО ЕЭС будет создавать "единую цепочку топливного обеспечения Урала".
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: разрез принадлежит РАО, а транспортная инфраструктура и вспомогательные сооружения остались в собственности "Энергоугля".
Эта последняя проблема на пути укрепления российско-казахстанского сотрудничества в угольной и энергетической областях и была урегулирована подписанным правительствами двух стран протоколом. Но такой поворот не устраивал ни руководителей "Энергоугля", ни местные казахстанские власти.
В ответ на решение правительств России и Казахстана ими были предприняты следующие шаги:
- налоговые органы Павлодарской области инициировали процедуру банкротства ТОО "Разрез "Северный", тем самым нарушив комплексный механизм погашения взаимных задолженностей, закрепленный в протоколе от 19 января с.г.;
- "Энергоуголь" незаконно передал в залог имущество принадлежащих ему вспомогательных подразделений, грубо нарушив законодательство Российской Федерации и достигнутые договоренности (тем не менее эта сделка зарегистрирована ГРП "Центр по недвижимости" по Павлодарской области);
- власти Павлодарской области подняли для разреза "Северный" плату за аренду земельных участков в 4 раза и экологические платежи в 11 раз, что неизбежно приведет к удорожанию угля и росту себестоимости электроэнергии.
Все эти демарши были предприняты после того, как в течение трех последних лет местные власти пассивно созерцали происходившее на разрезе "Северный" под "чутким руководством" компании "Электроуголь". Тем временем откровенно разбазаривался отечественный уголь, деньги за него поступали неизвестно куда, а предприятие не в силах было заплатить налоги в бюджет и рассчитаться со смежниками. Сумма всех этих долгов, как уже было сказано, сегодня превышает 40 млн. долларов.
Справедливости ради следует отметить: центральные казахстанские власти поднимали перед местными властями вопрос о соблюдении достигнутых договоренностей. Так, суд г. Астаны по заявлению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 20 января 2000 года запретил совершать в отношении указанного выше имущества какие-либо действия, направленные на его отчуждение. Однако до сих пор регистрация договора залога имущественного комплекса разреза "Северный" не отменена.
Итак, что же имеется "в сухом остатке"? Есть взаимовыгодные российско-казахстанские договоренности, которые могут помочь двум странам решить многие свои экономические, энергетические и финансовые проблемы, укрепить взаимное сотрудничество в полном соответствии с достигнутыми на высшем уровне договоренностями. И есть прямой саботаж этих решений на региональном уровне в Павлодаре.