ПОДДЕЛЬНЫЙ НАПОЛЕОН

Имена великих мира сего порой оказывают на нас магическое влияние. Имя Эрнеста Хемингуэя, например, сделало известным и самым популярным во Франции бар отеля "Ритц". Знаменитый американский писатель был здесь завсегдатаем, когда жил в Париже. К тому же в августе 1944 года он первым ворвался в этот район со своим отрядом и, конечно же, после боя первым делом посетил этот полюбившийся бар. С тех пор отбоя от посетителей здесь нет и по сию пору. А вот пример иного рода: убийство Роберта Кеннеди в отеле "Амбассадор" сыграло роковую роль в истории этого процветавшего дотоле гостиничного комплекса. В конце концов его закрыли.

Случаются и курьезы, объяснить которые могут психологи, досконально знающие человеческую природу и присущие людям странности. В разные годы мне довелось побывать на трех так называемых "наполеоновских островах" - Корсике, Эльбе и Святой Елене. Повсюду - в отелях, ресторанах, барах - имя Наполеона широко использовалось ради рекламы этих заведений. "Здесь Наполеон обедал", "здесь Наполеон останавливался", "здесь Наполеон встречался с...". Эти таблички были повсюду, за исключением новой гостиницы, построенной на острове Корсика уже в наше время. Но тем не менее ее хозяева умудрились из имени знаменитого земляка извлечь свою выгоду: у входа в отель они повесили красочно оформленную табличку с необычной надписью "Здесь Наполеон никогда не бывал". Представьте себе: номера этой гостиницы в отличие от конкурентов, перекормивших туристов "демьяновой ухой", никогда не пустуют.
На какие только уловки не пускаются владельцы отелей, чтобы привлечь посетителей. Как-то раз одна из старинных гостиниц в Ницце проводила ремонт и реконструкцию здания. Чтобы напомнить о своем существовании, ее владельцы выставили в оконные проемы специально нарисованные картины, имитирующие стекло. За фальшивыми "окнами" в живых позах были изображены постояльцы, когда-либо здесь останавливавшиеся, - всемирно известные ученые, артисты, писатели (в том числе и наш Чехов). Все они "смотрели" на многолюдную улицу, привлекая внимание прохожих, и только художник Анри Матисс был изображен за работой - перед своей картиной. Когда отель открылся, туристы и прочие посетители буквально хлынули сюда.
Любопытен и такой случай. Однажды бельгийский король Леопольд затеял путешествие по Норвегии. Владелец гостиницы "Гранд-отель" в городе Ставангер был заранее предупрежден, что высокий гость намерен остановиться у него и даже будет обедать в ресторане. Польщенный такой честью и рассчитывая, что все расходы и хлопоты будут щедро, по-королевски, вознаграждены, хозяин развил бурную деятельность, принял и угостил Леопольда на славу. Но когда дело дошло до оплаты, Леопольд подозвал хозяина и молча показал ему купон туриста, дающий право на значительную скидку со всех счетов. Оказалось, что скуповатый король путешествовал в качестве простого туриста, да еще по книжке агентства самых дешевых путешествий! Однако хозяин не остался внакладе: история эта, широко расписанная в газетах, послужила отличной рекламой для отеля.
Следует заметить, что сами знаменитости порой тяготятся повышенным вниманием. Знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии Энрике Ферми наряду со званием академика получил еще и титул "Ваше превосходительство". Владельцы отелей устраивали в связи с пребыванием у них знаменитости настоящее шоу. "Знаете, кто у нас остановился? - заявляли они своим посетителям. - Его превосходительство..." Со всех сторон сыпались просьбы выступить, дать автограф. Ферми это раздражало. Однажды он решил отдохнуть зимой в горах, не прибегая к услугам гостиниц. Но случилось так, что после катания на лыжах ему с женой пришлось-таки остановиться на ночлег в маленькой местной гостинице. Разглядывая его документы, хозяин насторожился: "А вы случайно не родственник Его превосходительства сеньора Ферми?" - спросил он. "О, очень дальний", - ответил ученый. И был потом чрезвычайно рад, что его оставили в покое.
Кстати, об автографах знаменитостей. С ними связано немало забавных историй. Например, вот эта, приключившаяся с Киплингом. Однажды в забор, окружавший его дом, врезался омнибус, принадлежавший местному отелю. Ущерб был нанесен немалый, однако даже извинений не последовало. Возмущенный Киплинг написал письмо хозяину отеля, но не получил ответа. Выждав некоторое время, он послал второе письмо, и снова - молчание. Тогда он сам отправился к невежде, дабы высказать ему все, что о нем думает. Каково же было его удивление, когда тот простодушно признался: "Ваше письмо, господин Киплинг, я продал коллекционеру за приличную сумму, а второе письмо - еще дороже. Напишите мне, пожалуйста, третье - тогда мне хватит денег, чтобы возместить причиненный вам ущерб..."
Вообще-то автографы знаменитостей, особенно умерших, ценятся на рынке коллекционеров очень дорого. Но цена эта зависит не только от "исторического веса" личности, но и от того, сколько роздано автографов или написано писем. Сравнительно недороги, например, автографы Наполеона и Джорджа Вашингтона, потому что как великий полководец, так и первый президент Америки охотно выполняли просьбы своих поклонников, не скупились на автографы и оставили свои подписи на множестве документов. Подсчитано, что Наполеон за свою жизнь собственноручно подписал около четверти миллиона автографов, а также писем и документов. Другое дело автографы Шекспира - их всего шесть. Автограф Юлия Цезаря, как утверждают специалисты, вообще существует только в единственном экземпляре и оценивается исключительно высоко. Охотников за ним немало. Хозяин отеля "Цезарь" в Лас-Вегасе предлагал владельцу этого единственного автографа, нью-йоркскому коллекционеру Ч.Гамильтону, два миллиона долларов. Сделка не состоялась, но сам факт наделал столько шума, что одно это уже обеспечило отелю шумную и весьма прибыльную рекламу.