03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕРЕЖЛИВОСТЬ - ПУТЬ К ДОСТАТКУ

Катренко Владимир
Опубликовано 01:01 16 Февраля 2001г.

В начале рыночных реформ хорошим тоном считалось иронизировать над известной брежневской

В начале рыночных реформ хорошим тоном считалось иронизировать над известной брежневской формулой "Экономика должна быть экономной". Фраза и впрямь не очень-то умна, она созвучна царившей в те годы кампанейщине, пустым декларациям. Но вот когда задумываешься над тем, а какой эффект в плане повышения энерго- и ресурсоемкости экономики достигнут за десять лет рыночных реформ, желание иронизировать как-то пропадает. Увы, рынок, который, как некоторыми предполагалось, все должен был сам наладить и отрегулировать, так и не смог подвигнуть нас на то, чтобы стать рачительнее, бережливее. Наоборот, за годы реформ энергоемкость нашего валового внутреннего продукта (ВВП) выросла в полтора раза. Уровень производства повсеместно снизился, но при этом на каждую тонну выплавленной стали, на каждый баррель добытой нефти, каждую единицу машиностроительной продукции стало тратиться значительно больше энергии, чем прежде.
Еще более обескураживающий факт заключается в том, что и потребление электроэнергии населением за период с 1990 по 1999 год возросло почти в 1,3 раза. Численность россиян из года в год уменьшается, а электричества жжем все больше. Почему? Определенную разгадку дают данные Госэнергонадзора о том, что до 20 процентов электроэнергии в жилищно-коммунальном комплексе ныне тратится на обогрев квартир. Иными словами, люди просто стали гораздо чаще, чем прежде, пользоваться разного рода обогревателями, калориферами и т.д. И понятно почему. Хуже стало работать коммунальное хозяйство - вот и аукаются холодные батареи, изношенные теплотрассы и не содержащиеся в надлежащем состоянии дома, дополнительными тратами энергии. Тепло от бытовых электроприборов в 6-8 раз дороже того, что получается путем прямого сжигания топлива на ТЭЦ.
По энергоемкости ВВП Россия сейчас занимает одно из последних мест в мире, уступая промышленно развитым странам Запада по этому показателю в 3-3,5 раза, а некоторым, к примеру, Японии - в пять и более. Это делает нас неконкурентоспособными как страну и как нацию.
Сегодня мы, кажется, начинаем постепенно осознавать степень остроты этой проблемы. Если поначалу в проектах Энергетической стратегии России до 2020 года, которая недавно обсуждалась на парламентских слушаниях, задача энергосбережения терялась среди множества других, то в нынешней редакции она названа одной из центральных для социально-экономического возрождения России и выделена в особый раздел.
Нашими экономистами просчитано: сохранить страну в ряду ведущих мировых держав мы сможем только в том случае, если в ближайшие десятилетия темпы экономического роста составят не менее 5-5,5 процента в год. Рост этот необходимо обеспечивать энергетически. Значит, не обойтись без наращивания объемов добычи и производства энергоносителей. Однако тут есть очень серьезные ограничители. Основные фонды в ТЭКе стареют, за новыми запасами энергоресурсов приходится идти все дальше в тундру, тайгу, на шельф арктических морей. Есть надежды на то, что структурные реформы привлекут в энергетическую сферу крупные инвестиции. Но пока они начнут реально поступать и приносить отдачу, пройдет много времени. ТЭК в этом отношении чрезвычайно инерционен.
Энергосбережение выглядит как некий спасательный круг. Ведь оно способно дать быструю отдачу при сравнительно невысоких вложениях. Расчеты показывают: только за счет реализации уже наработанных в стране организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов можно уменьшить их нынешний расход на 40 процентов. Если же добавить к этому еще и зарубежные технологии, то цифра возрастает до 48 процентов, что составляет 430 млн. тонн условного топлива в год. За 20 лет, как намечается Энергетической стратегией, нам предстоит таким путем снизить энергоемкость ВВП в 2-2,2 раза.
Возможно ли это? Правительственных программ и постановлений по данному вопросу принималось немало. Есть и Федеральный закон "Об энергосбережении". Но, увы, мало кто о нем помнит, и практически никто не выполняет. Мы стоим перед необходимостью не просто декларировать свое стремление снижать издержки энергопотребления. Обостряющаяся ситуация в энергетической сфере требует выработать и последовательно проводить целенаправленную энергосберегающую политику. Речь должна идти о широком комплексе мер - от решения таких крупнейших задач, как, допустим, оптимизация топливного баланса страны до внедрения современных технологий в тяжелой промышленности, строительном комплексе и других энергоемких отраслях. От развертывания "малой" энергетики, реконструкции неэффективных крупных котельных в мини-ТЭЦ до установления стандартов энергопотребления и энергопотерь, введения в практику регулярного энергетического аудита предприятий.
А начинать надо с утверждения в обществе энергетической культуры, с преодоления застарелого энергетического нигилизма, свойственного и значительной части населения, и многим промышленникам, предпринимателям. К сожалению, мы воспитаны в духе расточительности. Для многих россиян энергия - это нечто неосязаемое, не имеющее цены. Нам с детства прививалась мысль, что мы - богатейшая страна, природные ресурсы которой неисчерпаемы. Сегодня эти ложные стереотипы придется ломать. Пора избавляться от привычек бесконечно ссылаться на объективные трудности. Иные промышленники в ответ на упреки по поводу чрезмерных энергозатрат привычно отвечают: "Что поделаешь, мы - северная страна!" Но ведь есть, к примеру, Канада, где ВВП больше, чем у нас, а условного топлива потребляется в 2,5 раза меньше. Есть Финляндия, которая тоже достигла существенного снижения энергоемкости ВВП, хотя климат там тоже достаточно суров. Мы же предпочитаем, ссылаясь на "северный фактор", забрасывать в районы Крайнего Севера мазут самолетами (!) вместо того, чтоб подумать, как заставить работать тамошние запасы топлива, развивать на месте альтернативную энергетику.
Для начала государству необходимо наладить систему ответственности. Причем в первую очередь внутри самих государственных структур. Анализ кризисных ситуаций с энергоснабжением во многих регионах России позволяет сделать вывод, что в основе неплатежей, которые словно тромбы засоряют кровеносную систему экономики, зачастую лежит элементарная недисциплинированность руководителей органов власти различного уровня, а то и сознательное игнорирование ими своевременных расчетов за электроэнергию и другие энергоресурсы.
Часто приходится сталкиваться с недооценкой энергосбережения, восприятием его на уровне примитивного лозунга 30-х годов: "Уходя, гасите свет!" Оно не учитывается в экономических расчетах, при обосновании различных крупных проектов. Меня, к примеру, беспокоит, что в весьма бурной дискуссии о реструктуризации РАО "ЕЭС" энергосбережение упоминается лишь вскользь. А ведь это вопрос ключевой. Пока что и РАО "ЕЭС", предложившая концепцию, связанную с созданием конкурентного энергорынка, и оппоненты, доказывающие возможность развивать отрасль за счет инвестиционной составляющей в тарифах, так или иначе имеют в виду определенное повышение цен на электроэнергию. Но ведь ясно, что если это произойдет при сохранении нынешней энергоемкости, рост тарифов убьет производство и коммунальное хозяйство, неизбежно породив социальный взрыв. Картина может быть другой, если реструктуризация пойдет на фоне внятных, всеобъемлющих, мероприятий по энергосбережению. Они изменят структуру спроса на электроэнергию, побудят производство расти не за счет количественного наращивания ее потребления, а за счет более эффективного использования, повысят устойчивость коммунальной энергетики.
Россия располагает достаточным потенциалом энергосберегающих технологий и людей, готовых активно работать на этом участке. Но пока нет экономической основы для эффективной работы. Вот и приходится думать - пытаться ли выбить деньги на энергосберегающие технологии из бюджета, искать ли доброго дядю с денежным мешком, или, как это делалось в России испокон веков, полагаться только на свой энтузиазм и подвижничество?
Думаю, не годится ни первое, ни второе, ни третье. Мы обязаны сделать так, чтобы подобные организации и предприятия имели возможность эффективно заниматься энергосбережением и при этом достойно зарабатывать. Полагаю, что нам, законодателям, надо непременно вернуться к уже упоминавшемуся Закону "Об энергосбережении" и серьезно обновить его содержание, прописав в нем механизмы и стимулы, которые на деле будут работать. Следовало бы усовершенствовать в этом духе и налоговое законодательство.
Зима всех нас заставила пристальнее посмотреть на то, что творится с нашей электроэнергетикой, со всем ТЭКом. Новости из Приморья, из многих других регионов, где происходили отключения тепло- и энергоснабжения, звучали порой, словно фронтовые сводки. Причиной отключений не столь часто была собственно нехватка энергоресурсов или энергомощностей. Пока основные причины связаны с долгами потребителей, с техническим состоянием коммунальных сетей, с нераспорядительностью и головотяпством начальников. Однако мы медленно, но верно катимся к тому, чтобы из энергоизбыточной страны превратиться в энергодефицитную. Не дай Бог, если до этого дойдет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников