В ИСПАНИИ У СВОБОДЫ СЛОВА ЕСТЬ ПРЕДЕЛЫ

Вопреки утверждениям о том, будто на Западе нет государственных телевизионных каналов, в Испании их несколько. Это два канала Испанского национального телевидения и целый ряд региональных. Все они существуют на средства налогоплательщиков. Какая бы в Испании ни была свобода слова, свободы говорить все, что вздумается, работники этих телекомпаний не имеют. И не только они.

Особенно ярко это было продемонстрировано недавно, когда гендиректор телевидения столичной автономной области Мадрид Сильвио Гонсалес был снят со своего поста через несколько часов после показа по каналу его телекомпанией "Телемадрид" получасовой программы "Дороги Страны басков", посвященной баскской проблеме. Глава правительства испанской столицы Альберто Руис-Гальярдон хотя и славится широтой и либеральностью взглядов, лично предложил Гонсалесу уйти в отставку. Тот не стал отказываться, хотя и заявил, что передача, по его мнению, была сделана "безупречно".
В правительстве Мадрида и не пытаются скрыть политической подоплеки принятого решения. Заявлено, что передача сделана с "непозволительной равноудаленностью" в вопросе, который является "особо чувствительным" и "не допускает нейтральной позиции": авторы программы не проявили достаточной "непримиримости" к баскским националистам, ставящим вопрос о независимости, т.е. о полном отделении от Испании.
Надо отметить, что в передаче, из-за которой разгорелся сыр-бор, не было поддержки национал-радикалов и тем более скрытого оправдания действий террористов баскской организации ЭТА. На экране выступали испанские политики, общественные деятели и ученые, придерживающиеся разных взглядов, а потому рассматривавшие проблему басков с разных сторон. Наравне с теми, кто отстаивает борьбу с терроризмом преимущественно силовыми методами, говорили и те, кто призывает к политическим методам и даже диалогу с ЭТА.
Последний тезис противоречит официальной установке испанского правительства, а потому гендиректору телеканала было молниеносно предложено уйти. Не дрогнули власти и перед тем, что многие работники "Телемадрида" выразили протест против увольнения гендиректора, а некоторые руководители канала демонстративно подали в отставку. Однако власти еще раз указали, что "когда речь идет о терроризме, нельзя быть нейтральным, надо занимать четкую позицию на стороне демократии".
И почти одновременно с этим произошло еще одно примечательное событие, тоже касающееся журналистов и свободы слова. Судья Бальтасар Гарсон, известный тем, что вел дело Пиночета, а сейчас ведет дело Гусинского, распорядился арестовать известного испанского журналиста Пепе Рея по обвинению в пособничестве террористам ЭТА. После допроса у Гарсона Рей был отправлен в тюрьму, где и остается в ожидании суда.
Пепе Рей - главный редактор журнала "Арди Бельтса", который печатается в Сан-Себастьяне на баскском языке и выступает за независимость Страны басков. Начиная с 1982 года Рея уже три раза арестовывали за пособничество террористам ЭТА, однако выпускали на свободу, так как улики были недостаточными. Рей считает, что его преследуют не за незаконные действия, а за неугодные правительству идеи. Раньше такие аргументы действовали, но теперь, после 30 с лишним лет террора ЭТА, власти постепенно завинчивают гайки, хотя, как они подчеркивают, "в рамках правового государства".
Судья Гарсон обвинил Рея в том, что его журнал резко отзывается о ряде критикующих ЭТА испанских журналистов, объявляя их "агентами полиции", после чего они становятся жертвами покушений террористов. Рей отрицает такую причинно-следственную связь, но на этот раз многое обернулось против него. Самый популярный радиоведущий страны Луис де Ольмо предъявил ему иск после того, как террористы ЭТА, как выяснилось, устроили на него настоящую охоту, восемь раз пытаясь убить. А как раз до этого Рей назвал де Ольмо "врагом баскского народа" и "информатором министерства внутренних дел".
Рей может надолго сесть в тюрьму, так как растущее возмущение террористами ЭТА и неприятие их в Испании ведет к тому, что применение закона против сторонников экстремистов-националистов все больше ужесточается.