ТЕРАКТ С ДАЛЬНИМ ПРИЦЕЛОМ

В связи с гибелью бывшего премьер-министра Рафика Харири в Ливане объявлен трехдневный траур. Одновременно ливанская армия приведена в состояние боевой готовности. Ее блокпосты появились в Бейруте и его окрестностях.

Смерть "отца восстановления страны", как Харири по праву называли многие ливанцы, вызвала шок не только в Ливане, но и далеко за его пределами. Мощный взрыв на бейрутской набережной и его ужасные последствия напомнили самые мрачные картины завершившейся в стране в 1990 году 14-летней гражданской войны. Что это - эхо прошлого или предвестник нового кровопролития? Такой вопрос отнюдь не праздный. Страсти вспыхнули нешуточные. Демонстранты штурмовали в Бейруте штаб-квартиру сирийской партии БААС. Оппозиция просирийским президенту Эмилю Лахуду и премьеру Омару Караме, которую возглавляет лидер Прогрессивно-социалистической партии Валид Джумблат, обвинила в организации теракта ливанские власти и соседнюю Сирию, войска которой продолжают оккупировать восточную часть Ливана. Оппозиция требует немедленной отставки правительства. Последовали категорические опровержения. Тем не менее ситуация в стране серьезно обострилась.
Рафик Харири - миллиардер родом из Сайды, возглавил правительство Ливана после завершения гражданской войны. Он был одним из инициаторов подписанного в Таифе (Саудовская Аравия) соглашения, которое подвело черту под жестокой междоусобицей. Благодаря связям с Европой и нефтедобывающими арабскими монархиями ему удалось привлечь солидные капиталы для восстановления страны. Еще одним несомненным достоинством Харири было умение ладить с Дамаском.
Сирийские войска были введены в Ливан в разгар гражданской войны в 1976 году по просьбе тогдашнего президента Сулеймана Франжье. Они сыграли немалую роль в прекращении насилия. Но после того, как в страну вернулся мир, по мнению многих ливанцев, они явно загостились.
Осенью прошлого года Харири ушел с поста премьера и встал в оппозицию Сирии. На предстоящих в мае выборах его шансы вернуться победителем в кресло премьера выглядели предпочтительными. А если учесть серьезное международное давление на Сирию, выразившееся, в частности, в принятии резолюции СБ ООН с требованием к ней уйти из Ливана и разоружить там экстремистские организации, то перспективы для Дамаска в этой стране выглядели весьма блеклыми.
Ответственность за теракт взяла на себя неизвестная организация с исламистским названием. За ней могут скрываться кто угодно. Полиция попыталась задержать человека, зачитавшего заявление от ее имени. Им оказался молодой палестинец, который исчез в день нападения на Харири.
Эксперты считают, что нынешнее сирийское руководство не причастно к этому преступлению, которое объективно ставит Дамаск в крайне невыгодное положение. Скорее всего, это дело сил, заинтересованных в скорейшем выводе сирийских войск из Ливана, изменении внутриполитического баланса в стране и разгроме частично интегрировавшихся во власть, но до сих пор считающихся экстремистскими организаций типа "Хизбуллы". А такие силы имеются и в самом Ливане, и в Ближневосточном регионе.
Ливану предстоят нелегкие дни. Как и десятилетия назад, он может стать прудом с мутной водой, где будут ловить рыбу все кому не лень.