О высокой кухне и высоких отношениях

На экраны выходит фильм «Рецепт любви», завоевавший на Каннском фестивале приз за режиссуру

Он же представляет Францию на «Оскаре» в категории «Лучший международный фильм». Тем временем другая французская картина — психологическая драма «Анатомия падения», увенчанная в тех же Каннах «Золотой пальмовой ветвью», получила на «Оскаре» пять номинаций в главном конкурсе. Французским любителям кино в этом году есть за кого болеть и чем гордиться.

Выдающаяся, на мой взгляд, лента «Анатомия падения» в постановке Жюстин Трие недавно прошла в нашем прокате, сегодня ее можно легко отыскать в онлайн-кинотеатрах. А премьерные показы «Рецепта любви» во всем мире сопровождаются повышенным интересом не только киноманов, но и гурманов, завсегдатаев дорогих ресторанов. Оно и понятно: фильм, снятый по мотивам романа Марселя Руффа «Страстный Эпикур» (1924), рассказывает о тайнах и чудесах высокой кулинарии.

В центре ленты — знаменитый французский повар Доден Буффан, изобретающий рецепты новых блюд и совершенствующий вкус старых. Ему у плиты помогает хрупкая Эжени. Собрав на огороде хрустящие от утренней росы овощи, она целыми днями виртуозно воплощает его идеи в жизнь. Большая и едва ли не лучшая часть фильма посвящена процессу приготовления еды, причем снималось это без муляжей, исключительно с натуральными продуктами.

Консультировал фильм выдающийся гастроном Пьер Ганьер, обладатель 14 звезд Мишлен, управляющий 18 ресторанами в разных странах. Он отнесся к делу ответственно. Для одной только сцены приготовления традиционного французского рагу пошло 40 кг парной говядины, а на весь фильм ушли тонны отборных продуктов.

Главные герои на кухне почти не переговариваются — они понимают друг друга с полувзгляда. В фильме нет музыки — только звон посуды, дыхание жаровен и духовок, шипение масла на сковороде, клокотание бульонов. На наших изумленных глазах варится консоме из петуха и раков, запекается каре ягненка, в огромный чан опускаются рыбины, извлекаются из раковин устрицы, взбиваются кремы для десертов. И все это великолепие потом выносится на суд друзей повара — таких же знатоков и ценителей высокой кухни.

На дворе неспешный XIX век. Обеды гурманов могут длиться и по восемь часов кряду. Все это с чувством, толком, расстановкой, под изысканные вина, коньяки, ликеры. Эжени в гастрономических пиршествах, сдобренных сигарным дымом, не участвует. Она обедает с прислугой, отдавая пальму первенства своему шефу, которого считает поэтом, гением кулинарии, а себя именует кухаркой.

Зато в спальне, куда частенько наведывается Доден, главенствует Эжени, открывая или не открывая дверь на его деликатный стук. Они вместе уже 20 лет, Доден неустанно зовет ее замуж, но она отвечает ускользающей улыбкой. В чем тут дело — в обостренном чувстве независимости или в неизвестной болезни, ставящей в тупик врачей, авторы не объясняют. Как не объясняют, почему ближе к концу картины она это предложение все-таки принимает. Французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг, известный по фильмам «Аромат зеленой папайи», «Рикша», «Норвежский лес», оставляет зрителям простор для домысливания загадочной женской судьбы.

Главных героев играют лау-реат Каннского фестиваля и премии «Сезар» Бенуа Мажимель и обладательница всевозможных наград Жюльет Бинош. Когда-то они были вместе, у них взрослая дочь Ханна. Но не зря говорят, что старая любовь не ржавеет. Пережитое актерами чувство добавило их экранному дуэту трепетности, нежности, красоты. Две эротические сцены, в которых Жюльет обнажается, выглядят на экране чувственно — и деликатно.

Да и весь фильм, стилизованный под импрессионистов (иные кадры напоминают картины Моне, Сезанна, Ренуара), снят с французской элегантностью. В «Рецепте любви» не нужно искать особых содержательных глубин. В ленте, сплетаясь воедино, звучат два простых и ясных мотива: песнь во славу высокой любви, которую герои пронесли через годы, и тост во славу высокой кулинарии, которую французы пронесли через века. Приходить на «Рецепт любви» с пустым желудком — значит, обрекать себя на голодные спазмы. Круассаны и багеты, которые перед пресс-показом фильма милосердно выдали журналистам прокатчики, дела не спасли. После финальных титров я немедленно бросился утолять голод — увы, не в трехзвездочном ресторане (гонорары не позволяют), а в ближайшем фастфуде. Все-таки мы не французы...

Цифра

В 2023 году французские фильмы заработали в мировом прокате 256 млн долларов. Российское кино выручило за рубежами нашей страны только 13, 5 млн долларов, то есть, почти в 20 раз меньше.