Улетели и вернуться не обещали

Росавиация в очередной раз оказалась в центре скандала

Следователи ФСБ провели обыски в офисе ведомства на Ленинградском проспекте, против трех высокопоставленных чиновников возбуждены уголовные дела о халатности (ч. 1 ст. 293 УК) и о превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК). Поводом стали факты незаконного вывоза за рубеж 59 самолетов и вертолетов.

Впрочем, дело может быть переквалифицировано и на более серьезные статьи, связанные с государственной изменой. Некоторые воздушные суда в результате попали в недружественные страны и оказывали содействие Украине. Такие факты в ходе проверки еще в середине прошлого года зафиксировал Минтранс. Установлено, что как минимум три вертолета Ми-8 непосредственно действовали в составе ВСУ, а самолеты Ил-76 доставляли неизвестные грузы с выключенными радиолокационными ответчиками.

Наши эксперты напоминают, что в начале 2022 года генпрокурор РФ Игорь Краснов, обеспокоенный резким снижением уровня безопасности полетов, принял решение взять под усиленный контроль положение дел в гражданской авиации. Правоохранители особое внимание обратили на системные и значимые нарушения в работе авиакомпаний и аэропортов, диспетчеров и летчиков. Под особый контроль взяли и соответствие комплектующих для самолетов установленным нормам. Попутно началась кадровая ротация внутри Росавиации, где нередко ключевые посты были отданы не специалистам отрасли, а так называемым эффективным менеджерам, случайным людям, имеющим весьма слабое представление о возглавляемых подразделениях.

При этом в стороне от происходящего остаются чиновники Министерства транспорта, курирующие работу подведомственного агентства. А ведь не секрет, что еще вчера многие чиновники работали именно в Росавиации и знают там не только реальное положение дел, но и границы компетенций и полномочий. Прежде всего они в курсе того, что Росавиация не может продавать воздушные суда, поскольку они ей не принадлежат — самолеты и вертолеты принадлежат компаниям или частным лицам. Росавиация не имеет отношения к имуществу хозяев, а лишь выполняет по их просьбе функцию регистратора. Точно так же ГИБДД не может отказать владельцу автомобиля в продаже и переоформлении машины. Поэтому главный вопрос: а где собственники самолетов и вертолетов, которые вдруг оказались по другую сторону фронта? Воздушное судно не иголка в стоге сена, отследить его переход из рук в руки не составляет большого труда. В худшем случае чиновники Росавиации могли как-то содействовать вывозу этих судов за кордон, дав разрешение на чартерный рейс. Вопрос в том, был такой чартер выполнен до снятия с регистрации или после. А если самолет был зарегистрирован за границей, то он вообще не подпадает под юрисдикцию Рос-авиации. Минтранс просто в данном случае, умыв руки, выбрал Росавиацию в качестве козла отпущения. Виновные в упущениях названы, конечно, но вот все ли?

Российскую гражданскую авиацию сегодня лихорадит. Попав под санкции, отрасль никак не может выйти из пике. За время СВО российские авиакомпании перевели в реестр страны почти 800 самолетов, бывших в лизинге и зарегистрированных в офшорах. При этом около 80 воздушных судов арестованы за границей. Министр транспорта Виталий Савельев говорил, что мы хотели бы договориться с западными владельцами об их выкупе. Там пока молчат. Может, оно и к лучшему? А то опять начнем закупать чужое и выпускать по два-три собственных самолета в год. Неужели не надоело наступать на грабли в небе и на земле?