08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕТЛЕННЫЕ МИРАЖИ

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 16 Марта 2000г.
Лет двадцать назад, когда на ТВ господствовали принципы коммунистической пропаганды, кто-то из диссидентов сравнил взметнувшуюся к небу громаду Останкинской телебашни со шприцем для идеологических инъекций. Прошли годы, партийные постулаты вроде забыты, но "шприцевание" - пусть не в таких масштабах, как прежде, - продолжается.

Нынешние телевизионщики будто не в силах забыть о том времени, когда прессу именовали cредством массовой информации и пропаганды (СМиП), а не просто СМИ, как сейчас. Тогда пропаганда и агитация считались главной задачей телеэфира. И, надо признать, выполнялась "промывка мозгов" с немалым успехом. В минувшее воскресенье участники передачи "Как это было" вспоминали об одном из мифов четвертьвековой давности.
Речь шла о книге мемуаров Л.И.Брежнева "Малая земля", посвященной подвигам генсека во время Великой Отечественной. Подполковнику Брежневу довелось как политработнику участвовать в сражениях под Новороссийском. Спустя двадцать лет после Победы подхалимы решили изобразить небольшой фрагмент из четырехлетней войны как решающую битву. Ну и, понятное дело, в полной мере отразить "историческую" роль будущего вождя.
...Тогдашний гендиректор ТАСС с немалым удовольствием и множеством подробностей раскрывал в телестудии детали осуществления плана, родившегося в головах партийных функционеров. Как подбирался коллектив авторов, пишущих общую канву событий военного времени, как найден был фронтовик, который вел дневники операции на Малой земле. Как талантливый журналист облекал всю эту сюжетно-фактурную сухомятину в литературную форму. Как, выбросив какого-то автора из уже готового номера "Нового мира", опубликовали эти "воспоминания". Как организовали кампанию "всенародного" восторга перед начальственными мемуарами. Как осыпали их разными премиями, рецензиями, инсценировками, а "автору" выписали билет члена Союза писателей СССР за номером 1.
Надо сказать, ТВ тогда было в первых рядах тех, кто славил и пропагандировал эту книжку. Создалось впечатление, что и сегодня, спустя годы, кое-кто не прочь бы слегка реанимировать позабытую акцию по фабрикации псевдоистории. Во всяком случае, авторы передачи стыдили молоденьких парней-военнослужащих в студии за то, что те не слышали ничего о "Малой земле"...
Странное дело: программа, призванная по замыслу своему разоблачать все и всяческие мифы, на деле "мягко" пропагандирует их. Или по крайней мере пытается в какой-то степени реабилитировать. Не зря же нам не раз напоминают о человеческих качествах генсека (простой в обращении, добрый, энергичный) и о достоинствах тех, кто писал за него (талантливые, не получили ни гроша). Ни авторы, ни кто-либо из приглашенных не высказали элементарной истины: "заавторство" - дурно, а сочинять за начальника, да еще в жанре мемуаров - и вовсе безнравственно...
Я так много места уделил одной, казалось бы, далекой от нынешних дел передаче потому, что в ней, как в зеркале, отразилась телевизионная болезнь по имени "мифотворчество". Миллионные "тиражи" программ, привычка зрителей по многу часов на дню сидеть возле "ящика" - все свидетельствует о чрезвычайной силе "электронного оружия". Каждая, даже малейшая неточность, а тем более сознательная ложь или даже добросовестное заблуждение, способны "аукнуться" в головах множества людей. Но ТВ может стать и могучим средством расставания с мифами, восстановления истины, скрытой под шелухой домыслов. Об этом напомнил субботний выпуск "Мужчины и женщины", в котором в качестве ведущего дебютировал Андрей Максимов.
Эта передача по драматургии своей строится как некий спор с некоторыми устоявшимися представлениями в сфере человеческих отношений. Героиней программы на сей раз стала замечательная актриса театра и кино Татьяна Доронина, вокруг которой молва сложила немало разных нелепых мифов. Большинство из них, кстати сказать, - с помощью прессы, в том числе электронной. Максимов сразу же отказался от соблазнительного и чаще всего используемого пути: дать побольше эффектных кинофрагментов и отрывков из спектаклей с участием своей гостьи. Ведь свидетельство таланта, как известно, не опровергает слухов, порой даже укрепляет их. Тележурналист предпочел откровенный, иногда почти на грани допустимого, разговор. Расспрашивал актрису о ее богатом неожиданными поворотами творческом пути. Входил в подробности личной жизни. И это не воспринималось как попытка бесцеремонного вмешательства в сокровенное, интимное. Помогало не только неизменное уважение ведущего к собеседникам. Сказалось искреннее восхищение талантом актрисы. А еще, возможно, личное знакомство журналиста с миром театра: он, как известно, выступает в последнее время еще и как драматург, режиссер.
Знание, корректность, добросовестность - три кита, на которых стоит ТВ, когда оно борется с мифами, освобождает наше сознание от их гнета. Я специально взял два невинных примера - один из истории, другой из области искусства, чтобы не касаться "горячего" материала, скажем, чеченской войны - той, первой, и нынешней. Прежде телевидение творило свою собственную мифологию, теперь предпочитает транслировать мифы, сочиненные генералами. А потом уже спустя какое-то время опровергает их. Если удается, конечно.
В последнее время у разных телеканалов - разная мифология. У ОРТ - одна, у ТВЦ - другая, у НТВ - третья. Об этом немало писано. Завсегдатаи политических тусовок легко разбираются в подобных хитросплетениях, но что делать неискушенному зрителю? Впору обзавестись очками со специальными фильтрами, которые бы отслаивали правду от изощренных мифов. Однако таких очков не выпускают.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников