КУПИТЕ ВЕТКУ ИЗ "ВИШНЕВОГО САДА"

Недавно на Арбате я была свидетельницей такой сцены: некий дядька со следами похмельного синдрома на лице показывал англоязычным туристам обломки каких-то архитектурных сооружений. Те вдохновенно цокали, выспрашивая, откуда товар. Тот, ни междометия не понимающий по-иностранному, тем не менее прекрасно находил с ними общий язык. "Из усадьбы этих самых... Голицыных и Боратынских, что ли... - сипел арбатский коммивояжер. - От балкончика оторвалось... Я могу еще кусок решетки принести - такое литье... Обалденное!"

Самое удивительное то, что мужик не врал: и на вернисаже в Измайловском парке, и во многих магазинах антиквариата теперь можно без труда найти детали архитектурных конструкций, утащенных из некогда величественных дворянских усадеб.
В подмосковном Гребневе Щелковского района, долгие годы принадлежавшем различным именитым владельцам - Трубецким, Бибиковым, Голицыным, - за пару лет разворовали все остатки былой роскоши. Недавно побывав там, я своими глазами видела, как какие-то люди доламывали мраморную лепнину с уцелевшей колонны фасада и налегали на резную решетку парадных ворот, когда-то называвшихся триумфальными, - сделаны они были по уникальным эскизам замечательного московского архитектора XVIII века Ивана Ветрова...
В фамильном имении Гончаровых - Полотняном заводе близ Кондрова Калужской области, там, где некогда Пушкин проводил счастливые дни с красавицей Натали, уцелели лишь каменный дом да часть въездных ворот в усадьбу. Растащено все - даже знаменитый бронзовый бюст Екатерины, который долгое время хранился как семейный раритет и был вместо приданого пожалован поэту дедом Натальи Николаевны. Никто из местных жителей, с кем я разговаривала, не мог взять в толк, куда этот бюст подевался: стоял, мол, в подвале, никому не мешал... Хотя его наверняка сдали в пункт цветных металлов: килограммов на 40 он тянул.
Да что там бюст, когда даже памятник Александру Сергеевичу на берегу речки Суходрев разбили вдребезги только затем, чтобы добраться до чугунного стержня, на котором фигура крепилась изнутри.
А на днях на продуктовом рынке близ станции Мытищи пьяный мужик "толкал" изразцы, которые показались мне подозрительно знакомыми. Разговорчивым он стал после того, как получил от меня три "червонца", тут же обменял их на заветный "пузырь" и на радостях сообщил, что собственноручно отковырял произведения искусства от печки в бывшем барском доме в поселке Любимовка. Выходит - в бывшем имении фабрикантов Алексеевых, родителей Константина Сергеевича Станиславского, где 130 лет назад был выстроен первый в жизни маленького Кости театр для домашних водевилей...
Именно в этом театре Костя устроил тогда пожар: глядя на скрытую в хворосте свечу, изображавшую костер, он вдруг подумал, что все должно быть не "как будто бы", а на самом деле, сунул в пламя головешку и - вспыхнул пожар.
И все же театр в Любимовке сохранился. Это живописное место на берегу Клязьмы, в которую смотрится облезлый барский дом, а раскрашенный под восточный шатер или сказочный терем театр до сих пор поражает воображение. Здесь не раз гостил Чехов, жил в левом флигеле и писал "Вишневый сад". Сейчас в том флигеле - жилой дом, из скособоченной двери мне навстречу выходит женщина с ведрами и идет за водой на речку. Она подтверждает: местные доламывают все, что еще может представлять какую-то ценность. А что, дескать, делать, жить-то на что-то надо...
- То, что бывшие дворянские усадьбы разворовываются, - не вина, а беда работников культуры, - сказали нам в центре общественных связей Министерства культуры РФ. - Мыслить духовными категориями на голодный желудок очень сложно, поэтому люди стараются выжить любой ценой. Государство ничего не делает, чтобы сохранить эти памятники истории: не выделяет денег даже на их охрану. Если в каких-то из них жизнь еще сохраняется, то лишь благодаря энтузиазму и бессребреничеству наших коллег и некоторых энтузиастов "на местах". А вообще при нынешней ситуации еще год-два - и от некогда цветущих "дворянских гнезд" останутся пепелища...