РУССКИЙ "BMW"

Роскошный серебристый "BMW" 5-й серии сияет под яркими лампами, как на рекламной картинке.

Роскошный серебристый "BMW" 5-й серии сияет под яркими лампами, как на рекламной картинке. Машина только сошла с конвейера, проверена контролерами. Осталось "завернуть", как подарок, - затянуть в матовую пленку. Но Олег Бабушкин, автомобильный аудитор, загнал машину в бокс и еще целый день будет проверять ее, осматривать, фиксировать каждый дефект. Если найдет.
Сборщики не знают, какая из машин попадет на аудит. Выбор случаен, а потому никто не сможет специально подготовить автомобиль к осмотру.
Вот уже середина дня. Спрашиваю Олега:
- Много дефектов нашли?
Он подводит к капоту, показывает на болтик в моторном отсеке, которым к кузову прикручена "масса" - толстый провод. На металле почти незаметный маленький скол краски. Всякий дефект имеет коэффициент, заносится в специальную таблицу. А потом из "суммы аудитов" (каждый день выборочно проверяют одну машину) выводится качество сборки автомобилей на предприятии. Чем выше цифры, тем хуже качество работы. Здесь цифры очень низкие.
- Но ведь этот скол краски не влияет на качество машины. Зачем его записывать?
- А кто тогда определит, какой изъян считать дефектом, а какой нет? - задает мне риторический вопрос директор сборочного комплекса Владимир Калинников. - Поэтому мы регистрируем все.
В механической части дефектов не оказалось. Зато нашлась царапина на кузове, которую я рассмотрел, лишь присев на корточки. Почти невидимая матовая полосочка, будто ногтем провели. Трудно представить, откуда она взялась. Сборщикам на конвейере нельзя носить часы, кольца, чтобы случайно не поцарапать машину. По этой же причине на рабочих халатах нет пуговиц, у рабочих особая обувь. Да и сами кузова перед сборкой, после доставки из Германии, тщательно осматриваются. На крылья надевают специальные пластмассовые накладки, чтобы, склоняясь над моторным отсеком, сборщик не повредил краску.
Бабушкин по специальности инженер-кораблестроитель, а для автомобильного аудита проходил специальную стажировку в Германии. Судя по всему, он и его коллеги были прилежными учениками. Однажды из Мюнхена нагрянула без предупреждения группа экспертов "BMW". Сняли с конвейера наугад автомобиль, взяли и машину со склада, которая уже прошла контроль. Результаты, полученные немецкими и российскими контролерами, оказались практически одинаковы. Попутно выяснилось, что коэффициенты, определяющие качество сборки "BMW" в Калининграде, строже, чем на немецких предприятиях.
Это вызывает гордость и обиду. Значит, можем, когда хотим! Значит, российский специалист в состоянии работать не "тяп-ляп", а по-настоящему добротно, и не только в сфере ВПК. Ну почему наши отечественные заводы в своем большинстве пока не способны достичь таких высот культуры труда и качества, как здесь?
Калининградский "Автотор" - предприятие чисто российское. В моторном отсеке автомобилей "BMW", сходящих с этого конвейера, обнаруживаешь табличку, гласящую, что машина - российская.
- Это не "отверточное" производство, - говорит Калинников, - а высокотехнологичное. Чисто наше.
Сюда поступает из Германии до 20 тысяч деталей на каждый автомобиль - от кузова до маленького винтика. Вижу, как в пустом кузове, словно в фильме про "человека-невидимку", начинают проявляться "сосуды" и "нервы" - тормозные, топливные трубки, жгуты проводов. Затем кузов обрастает механическими узлами. На каждом рабочем месте четкое расписание: какую операцию, в какой последовательности и как производить, какими инструментами пользоваться. На конвейере - идеальная чистота. Каждая деталь, каждый инструмент "знают" свои места.
На самых ответственных участках - например, там, где собирают подвески или тормозные системы, действия рабочих контролирует компьютер.
Поражают стенды, сильно напоминающие наглядную агитацию советского периода. Похоже на экран соцсоревнования, только в основе трудового соперничества - не идеология, а чистая экономика. Видны результаты работы каждой бригады. Главные стимулы - цифры, рассказывающие, какие надбавки и за что получит сборщик в случае хорошей работы, и, наоборот, за что срежут "гонорар". Чем выше разряд, тем больше тариф. Значит, есть смысл повышать квалификацию. За каждый собранный автомобиль - 1 процент надбавки. Если бригада сработает в течение месяца без замечаний - еще 350 процентов к тарифу. На рабочем месте чисто, по культуре производства нет замечаний - еще плюс 50 процентов.
Ко всему этому можно добавить то, что в СССР называли "заботой о трудящихся", - организацию дешевого и качественного питания прямо на предприятии, условия для отдыха, финансирование учебы рабочих... Во всем - простой экономический интерес хозяев. Отношения в коллективе жесткие и прагматические. Сегодняшней халатности не простят ни за какие вчерашние заслуги.
Завод достиг отличных результатов за полтора года. Предприятие стало одним из лучших среди 18 сборочных производств, размещенных за пределами Германии.
- В январе мы собрали 130 машин, хотим поднять этот показатель до 160, - обещает Владимир Калинников. - В прошлом году выпустили 1242 автомобиля "BMW" 5-й серии и 80 - 7-й. В ближайшее время приступаем к сборке машин 3-й серии.
Значит, можем! Неплохие мы ученики и в состоянии даже опередить учителей, если сами начинаем честно работать в условиях реального рынка. Требуется только создать эти условия. Жаль, что пока российский трудовой потенциал нужен Западу лишь в качестве дешевой рабочей силы. Но будем благодарны и германским инвесторам, и нашим, российским, рабочим и инженерам.