МИЛЛИОН ПОДПИСЕЙ ПРОТИВ?

С 27 февраля, дня проведения акции протеста работников образования (о ней сообщал "Труд"),

С 27 февраля, дня проведения акции протеста работников образования (о ней сообщал "Труд"), прошло уже почти три недели. Организатор акции - профсоюз работников образования и науки, активно поддержанный коммунистами, до сих пор продолжает отрицать свою связь с так называемым "репетиторским лобби".
По сути, акция началась гораздо раньше. Еще в начале года в учебных заведениях появились подписные листы, в которых содержался призыв повысить зарплату учителям и преподавателям вузов в полтора раза, а также прекратить проведение правительственной реформы образования, которая якобы полностью разрушит систему бесплатного образования и приведет к приватизации школ и вузов. Адресатами требований стали представители и исполнительной, и законодательной власти: от президента и премьер-министра до депутатов Госдумы. Непосредственно во время акции сбор подписей был фактически завершен, и в ближайшее время профсоюз, возглавляемый Владимиром Яковлевым, намерен передать миллион подписей президенту России.
Пресса уже отмечала некоторые странности в наборе требований работников образования, сформулированных профсоюзом. Из шести пунктов четыре так или иначе касаются вопросов зарплаты и пенсионного обеспечения. Еще одно требование, о котором будет сказано чуть ниже, посвящено студенческим стипендиям. И, наконец, есть пункт, явно выпадающий из общего ряда требований профсоюзно-финансового характера. Судя по тому, что в списке оно стоит под номером один, профсоюз придает ему самое большое значение. Требование это посвящено замене существующего статуса государственных образовательных учреждений на статус организаций. Надо признаться, что данная проблема малопонятна не только людям, не имеющим отношения к образованию, но и, как выясняется, подавляющему большинству самих работников этой сферы.
Что такое замена статуса образовательного "учреждения" на "организацию" и почему эта замена, по мнению профсоюза, представляет такую страшную угрозу нашему образованию? Сегодня все детсады, школы и государственные вузы являются образовательными учреждениями. В двух словах это означает следующее: жестойчайшее, до копейки, регламентирование расходов учебных заведений, практически полная невозможность и бессмысленность проявления их руководителями инициативы в плане поиска дополнительных законных источников финансирования (речь не идет о ставших регулярными поборах с родителей в тех регионах, где есть хоть какие-то деньги). Частичной компенсацией этого тотального госконтроля выступает субсидиарная ответственность государства за учебное заведение, то есть государство полностью отвечает за его финансовое состояние (хотя в нынешних условиях с ним по определению ничего плохого произойти не может).
Чем привлекателен для школ и вузов статус "организации"? Избавлением от контроля государства за доходами и расходами, возможностью привлечения спонсоров - юридических и физических лиц, простором для инициативных директоров и ректоров, задействованием механизма общественного (в том числе родительского) контроля за финансовым состоянием учебного заведения, качеством учебного процесса, всей жизнью школы или вуза вообще. Цена - отказ от субсидиарной ответственности государства. При этом выбор - остаться учреждением или стать организацией - дело сугубо добровольное. Боишься или не умеешь жить "на свободе" - оставайся под крылом государства.
А теперь переходим к главному. На сегодняшний день не существует ни одного правительственного документа по вопросу смены статуса учебных заведений. Нет даже проектов, вокруг которых велась бы содержательная дискуссия. Против чего же протестует профсоюз, а с его подачи - учителя? Вот вопрос. Одного из депутатов Госдумы, в адрес которого пришло несколько десятков подписных листов из детских садов, школ и вузов, такое количество петиций заставило связаться с указанными учебными заведениями. И выяснилась интересная вещь: в них никто ничего о смене статуса сказать не может, потому что просто не знает, что это такое. А подписались они под этим требованием по просьбе профсоюза, тем более что перечисленные тут же "зарплатные" требования хорошо знакомы всем и близки.
Ситуация с пунктом о стипендиях несколько отличается, но есть и примечательные общие черты. Существует решение коллегии Минобразования о новой системе выплаты стипендий. Но не каждый ректор знает, в чем ее суть, не говоря уже о воспитателях детсадов и учителях школ. А сотни тысяч из них подписались под требованием "не допустить введения нового положения о стипендиальном обеспечении студентов". Почему подписались? По той же самой причине - профсоюз попросил, а "своим" как откажешь?
Вот и получается, что президенту принесут миллион подписей, собранных фактически под требованиями о зарплате и пенсиях, а все остальное просто "подверстано" к ним. По этому же принципу формулировались и лозунги акции протеста: к повышению зарплаты привязали "антинародную реформу образования".
Кстати, о миллионе подписей. Звучит, конечно, солидно и торжественно, но это лишь десятая часть от всех работающих в системе образования. А кто-нибудь интересовался мнением остальных 90 процентов?