ИЗДАТЕЛЬ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗДАТЕЛЬ

В Москве проходит V Национальная книжная выставка-ярмарка "Книги России". В ее работе принимают участие более 900 издательских и книготорговых организаций, для которых она стала не только одним из важнейших деловых мероприятий года в этой сфере, но и крупнейшим форумом, где обсуждаются насущные проблемы отрасли. О состоянии российского книгоиздания наш корреспондент беседует с генеральным директором издательства "ЭКСМО" Олегом НОВИКОВЫМ.

- Олег Евгеньевич, чем, на ваш взгляд, ознаменовался 2001 год для российских издателей?
- Издатель в России больше, чем издатель... Книгу у нас всегда любили и уважали, в ней искали ответы на самые разные вопросы - от мировоззренческих до сугубо личных проблем. Изданные в 2001 году 538,5 млн. книг - это намного больше, чем в 2000-м. Но это явно недостаточно для такой страны, как Россия. Хочу заметить, что в развитых странах на душу населения в год издается 10-15 книг, у нас всего 3-4.
- Надо ли понимать, что свою задачу издатели видят прежде всего в увеличении тиражей?
- Увеличивать объемы книгоиздания необходимо. Но главную задачу мы видим в том, чтобы читатель получил возможность выбора книги в соответствии со своими вкусами, пристрастиями - поэтому аналогичный рост запланирован и по числу наименований.
- При том, что отечественное книгоиздание вряд ли надеется превысить показатели 2001 года?
- Потребность в чтении как таковом не уменьшится независимо от каких бы то ни было волевых решений. В 2001 году в России было издано свыше 70 тыс. названий книг и брошюр - это абсолютный рекорд за всю историю издательского дела России. Но и этого недостаточно. Книг должно быть больше. Разных жанров, разных направлений, чтобы читатель мог выбрать именно то, что в данный момент отвечает его потребности.
- Выпустить книгу - полдела, а вот сможет ли читатель ее приобрести в новых условиях, когда отменены налоговые льготы на книжную продукцию?
- Это больной вопрос для всего книжного сообщества, для всей России. Наше издательство по крайней мере предпринимает все возможное для того, чтобы сохранить читателя, чтобы книга осталась для него по-прежнему доступной. И прежде всего необходимо снижать себестоимость, но это сложный вопрос. Большинство используемых для производства книги материалов у нас продается по мировым ценам, здесь трудно сэкономить. Выход, собственно, только один: грамотно организовывать бизнес-процесс, совершенствовать технологии, использовать современное оборудование. Этот подход требует серьезных вложений, но оправдывает себя. Мы много сил и средств вложили в формирование издательского портфеля, где сегодня присутствует практически все: "ЭКСМО" издает российскую и зарубежную классику, современную прозу и поэзию, мемуары, прикладную и образовательную литературу, детские книги, беллетристику. Мы не делим жанры на плохие и хорошие - мы уважаем читателя и считаем, что он сам может разобраться, что ему читать.
- Вы говорите об увеличении объемов производства, сдерживании роста цен, улучшении торговли. Но ведь в любом случае заплатить за книгу даже небольшие деньги опять-таки могут не все.
- Мы глубоко убеждены, что издательский долг - сделать книгу доступной каждому. "ЭКСМО" - постоянный участник благотворительных акций. Издательство передает книги в библиотеки, воинские части, детские дома, социальные службы. Мы всегда стараемся помочь тем, кому это необходимо. Ведь и с газетой "Труд" мы не раз участвовали в благотворительной программе "Книги - детским домам России", передавая книги в библиотеки и детские дома.