05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОДДЕЛКА НА ПРИЛАВКЕ

Полубота Алексей
Опубликовано 01:01 16 Марта 2005г.
Мы все - потребители. Покупаем в магазинах еду и одежду, пользуемся услугами прачечной, ругаемся с жэком... Так что вчерашний Всемирный день защиты прав потребителей - наш общий повод пристальнее взглянуть на то, каково нам в этой роли. Радоваться особенно нечему. У нас, потребителей, много претензий к товарам и услугам. По данным Роспотребсоюза, около 40 процентов жалоб, с которыми обращается население, касается качества непродовольственных товаров, еще 37 процентов связаны с продуктами питания, свыше 16 процентов - с обманом и обсчетом продавцами. А кто и как защищает наши права?

В начале года Союз потребителей России (СПРФ) совместно с Госторгинспекцией (недавно упраздненной) организовал масштабную проверку, цель которой - выяснить, соблюдается ли право на информацию об импортных товарах на русском языке. Проще говоря, знают ли россияне, что покупают, приобретая "заморскую" продукцию. Из 388 тысяч парфюмерно-косметических и электробытовых товаров почти половина (184 тысячи) ничего "не рассказали" о себе по-русски. В ходе этой проверки только административных штрафов было наложено более чем на 4 миллиона рублей. Всего же региональные отделения СПРФ провели в 2004 году около 16 тысяч проверок. Выяснилось, что самые распространенные нарушения, которыми грешат торговцы, - это продажа не сертифицированной продукции, отсутствие лицензий, сбыт недоброкачественных товаров.
- К сожалению, из года в год нашим организациям в регионах удается проводить все меньше независимых проверок, - рассказывает сопредседатель Союза потребителей России Евгений Мясин. - Главная причина - противодействие местных властей. В результате от ответственности ушли тысячи нарушителей.
Больное место в потребительской сфере - продукты питания. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, доля продуктов, на упаковке которых нет полной или достоверной информации о содержимом, - более 30 процентов. Есть что скрывать? Для сравнения: в Европе этот показатель в 6 раз ниже. С нарушениями торгует каждое третье предприятие (из миллиона). Чаще всего подделывают алкоголь, растительное и сливочное масло, сгущенное молоко, консервы, детское питание. По приблизительным расчетам, каждая шестая банка рыбных консервов, поступающих в продажу, - фальсифицированная. Даже осетровая и лососевая икра не могут "похвастаться" безукоризненным качеством. По словам Назиной, в нее часто подмешивают белковую икру, которую внешне трудно отличить.
Наступивший год, по всей видимости, станет далеко не лучшим у нас с точки зрения защиты потребительских прав. Из-за скоропалительной административной реформы оказалась практически разрушенной прежняя государственная система контроля над торговлей. Функции нескольких ведомств, которые имели право проверять и наказывать торговцев, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако она только становится на ноги, испытывая большие трудности с кадрами.
- Доходит до абсурда, - рассказывает Евгений Мясин, - людей, которые обращаются в Федеральную службу со своими жалобами, отправляют к нам, в общественную организацию. Потому что новый государственный орган на сегодняшний день практически не способен защитить права потребителей.
Неудивительно, что в Союз потребителей России за минувший год обратилось больше 170 тысяч человек, в то время как во все государственные органы контроля за торговлей - лишь около 100 тысяч.
В последние годы почти на 13 процентов увеличилось число претензий к коммунальщикам. Сказывается рост "потребительской грамотности" россиян.
- Мне известен неординарный случай, - рассказывает юрист Московского общества защиты прав потребителей Анатолий Недзвецкий. - В одной из квартир сорвало вентиль со стояка. Залило несколько нижних этажей. Работники ДЕЗа огульно обвинили хозяйку квартиры, где произошла авария, в халатности. Соседи снизу подали на нее в суд.
Однако с помощью юристов удалось доказать, что халатность была как раз со стороны коммунальщиков. Эксперты взяли показания в центральном тепловом пункте о том, какое давление было в трубах в день ЧП. Оказалось - 8 атмосфер. Это почти в 2 раза выше предельно допустимой нормы. Такое бывает, когда после перерыва включают воду. Если учесть изношенность стояка, становится ясно, что именно скачок давления стал причиной аварии. В результате ДЕЗ вынужден был выплатить больше 10 тысяч долларов пострадавшим.
Как свидетельствуют опросы, проводимые СПРФ, наши граждане стали лучше ориентироваться в потребительском законодательстве. Если десять лет назад лишь каждый третий потребитель был готов отстаивать свои права, то теперь таких стало почти вдвое больше - 65 процентов. В 1,5 раза увеличилось число тех, кому удалось добиться полного удовлетворения своих претензий. А доля россиян, ничего не знающих о своем праве на возмещение ущерба, заметно уменьшилась.
ВЕСТИ С МЕСТ
Свердловская область
В закрытом городе Лесной прокуратура расследовала такой случай. На Новый год родители купили двухлетнему сыну маску кота. После того, как малыш надел ее, у него поднялась температура, на лице появилась сыпь, начались кашель и насморк. Вместо того чтобы водить хороводы у елки, ребенок оказался в больнице, а его родители написали жалобу в санитарно-эпидемическую станцию. Проверка показала, что изделие, официально именуемое "Маска карнавальная "Кот", сделано из пластмассы с повышенным содержанием токсических веществ. Кроме того, с него облетает краска, угрожая органам дыхания. Санврачи изъяли у продавца - частного предпринимателя - более 60 оставшихся непроданными "котов", "дедов морозов" и "матрешек". Происхождение товара выяснить не удалось: никакой маркировки на нем не было.
Ксения ДУБИЧЕВА.
ТАТАРСТАН
В прошлом году в судах Республики Татарстан рассмотрено около сотни исков потребителей - по разным поводам. Например, шестеро жителей Казани предъявили претензии строительной фирме "Пенофлекс". Они вложили средства в строительство жилья, однако обещанных квартир не получили ни в обговоренном 2002 году, ни два года спустя. Обманутые застройщики обратились в городской комитет по защите прав потребителей - в результате фирма компенсировала им часть морального ущерба.
Евгений УХОВ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников