БОЛЬШОЙ ВЫРАСТЕТ ВГЛУБЬ, А МАРИИНКА УДВОИТСЯ

Вчера президент России провел совещание по вопросам реконструкции Большого и Мариинского театров. Но сначала он собственными глазами убедился в том, что реконструкцию Государственного академического Большого театра (ГАБТ) нужно начинать срочно. Как только Путин вышел из машины, ему тут же показали трещины, разрушающие фасад здания, рассказали о проседании фундамента и необходимости его кардинального укрепления.

Президент побывал на главной сцене ГАБТа, где ему продемонстрировали уникальную звонницу из 27 старинных колоколов, спустился в оркестровую яму, где за дирижерским пультом стоял когда-то сам Чайковский. А перед этим он прошел под сценой, где находятся все весьма давние, кстати, механизмы, обеспечивающие сценические эффекты. Здесь пахло кошками, и трудно было представить, что из этого мрачного помещения на сцену выплывает воздушная Жизель. Главный архитектор проекта реставрации ГАБТа Никита Шангин рассказал мне, что, когда год назад "эту машинерию" увидела комиссия ЮНЕСКО, она была в шоке.
Под зданием Большого театра будет построена мощная подземная конструкция, помещения которой позволят сделать ГАБТ театром XXI века. Проект реконструкции Мариинского театра иной. Автор его, французский архитектор Доминик Перро, спроектировал новое здание, которое будет стоять "за спиной" у исторической Мариинки.
Конечно, всех в Большом театре - от ведущих солистов до гардеробщицы - волнует его реконструкция, беспокоит, как долго она продлится. И когда Владимир Путин зашел в репетиционный зал, где шла репетиция балета Дж. Ноймайера "Сон в летнюю ночь", Николай Цискаридзе напомнил ему "кстати", что балетный век танцовщика недолог. Что ему мог сказать на это президент? Он сказал, что театр планируется открыть в начале 2008 года. Светлана Захарова грустно заметила, что для них это - долго.
С этого, собственно, президент и начал совещание, отметив, что провести реконструкцию двух главных в стране театров оперы и балета в четкие сроки важно не только для артистов, но и "для нас - зрителей", поскольку через несколько лет мы можем многих из сегодняшних "звезд" уже не увидеть. Михаил Швыдкой (руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии) в своем выступлении отметил, что в крупнейших европейских театрах, таких, например, как "Ла Скала", "Ковент-Гарден", реконструкция идет уже полным ходом. На что Владимир Путин ответил, что в этом есть для нас и преимущества:
- Мы на полшага отстаем и можем учесть все плюсы и минусы, можем использовать все лучшие технологии, мы обязаны это сделать.
Как сообщил Швыдкой, Большой театр полностью готов к реконструкции, проектные и исследовательские работы завершены. По его словам, на реконструкцию ГАБТа необходимо 25 млрд. рублей, а Мариинского театра в Санкт-Петербурге - 12 млрд. рублей. При этом треть средств необходимо затратить на реставрационные работы. Кстати, на золочение лож и зрительских ярусов в главном зале Большого потребуется 6 килограммов золота. Швыдкой говорил еще о том, что все работы по реконструкции "будут проводиться максимально прозрачно", что "ни на Большом, ни на Мариинке нельзя заработать" и что одна из компаний согласна провести часть подготовительных работ бесплатно...
На это президент иронически заметил: "Бесплатное обычно бывает самым дорогим". Он сказал также, что "у денег нет совести, а сам факт того, что заявленные суммы постоянно увеличиваются, говорит о том, что все исполнители хотят заработать". И в этом, по мнению президента, нет ничего удивительного, главное, он напомнил, - контролировать все в соответствии с нормами затрат и доходов.
Как обычно, главное для экономистов - цена вопроса. По поводу заявленных объемов финансирования - около 330 тысяч долларов на реконструкцию Мариинки и почти 1 млрд. на Большой театр - глава Минэкономразвития Герман Греф сказал, что их нужно еще согласовать, а в некоторых случаях и "сократить аппетиты". При этом заметил, что, поскольку ни один проект правительству пока не представлен, конкретными суммами "оперировать рано".
Глава Минфина Алексей Кудрин обещал в ближайшие месяцы, до лета, "дать все ответы по срокам и объемам финансирования" реконструкции двух главных театров России - согласовать при подготовке трехлетнего бюджета.
- Оттягивать начало работ нельзя, - сказал Владимир Путин, - мы делаем все, чтобы осуществить работу в сроки, о которых мы договаривались, но что касается объемов - экономических средств и административного ресурса, - над этим вам и вашим сотрудникам нужно в ближайшее время поработать.
Все вопросы в дальнейшем президент предложил обсуждать в Кремле и обещал свою помощь, если возникнут сложности.