08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАКОНЕЦ-ТО ОН ВСПЛЫЛ!

Атомный подводный ракетный крейсер Северного флота "Гепард", над которым пятый год шефствует "Труд", вернулся из автономного плавания. Почти в канун 100-летия Российского подводного флота, который празднуется 19 марта.К заснеженному причалу в заполярном Гаджиево "Гепард", который ни разу не всплывал за месяц похода, вернулся бесшумно, как айсберг. В свете прожекторов из мглы стылой ночи сначала показалась белая от намерзшего льда глыба крейсерской рубки. Потом - гвардейский Андреевский флаг над ней. И фигура командира атомохода капитана 1 ранга Константина Кабанцова, руководившего швартовой командой.

ЕСЛИ БУДЕТ НЕМЫСЛИМЫЙ ПРИКАЗ
Где именно они провели этот месяц - тайна под грифом "Совершенно секретно". Сказать можно лишь, что крейсер участвовал в самой дорогостоящей и самой опасной в мире игре в стратегические "кошки-мышки", для чего, собственно, и создан российский Северный флот. Под ледяным куполом Арктики эта игра ни на день не прекращается со времен "холодной войны". Под завязку загруженные ядерными ракетами, наши и иноземные атомоходы, таясь и уклоняясь от всех, месяцами кружат в мире вечного безмолвия. Там они недоступны чужим космическим спутникам, эсминцам, противолодочным кораблям и разведывательной авиации. Задача одних подводников - ждать немыслимого вроде бы приказа, который стал бы концом света: на пуск межконтинентальных баллистических ракет. И тогда моряки станут действовать так, как отработано на тысячах учений, - в многометровой толще льдов найдут полынью, вспорют рубкой тонкий припай и в последний раз распахнут люки ракетных шахт...
Задача других - уничтожить вероятного противника, который, если тоже будет приказ, мгновенно превратится в лютого врага. И уничтожить надо обязательно раньше, чем тот успеет выпустить ядерного джинна из тех самых шахт. Подо льдом настичь атомную подлодку может лишь другая подлодка. Такая, скажем, как "Гепард". Вот потому и ходил в Северный Ледовитый океан его экипаж.
А теперь мы сидим с командиром "Гепарда" Константином Кабанцовым в редакционном кабинете в километре от Красной площади. Он после полярной ночи с непривычки щурится на заглянувшее в окно первое весеннее солнце.
- Константин, акустические контакты с иностранными атомными ракетоносцами были?
- Конечно, были. Но главное - корабль цел и люди живы.
- Несколько лет назад капитан 1 ранга Сергей Справцев, командир "Пантеры", получил звание Героя России после того, как 150 часов подряд - почти неделю - скрытно следил в океане за американским стратегическим атомным подводным крейсером. Вы не перекрыли этот рекорд?
- Справцев нес службу в более "рыбном" районе.
- Это верно, что "Гепард", "Пантера" и вообще подлодки 971-го проекта одни из самых бесшумных в мире?
- Были бы другими - Справцев Героя за ту автономку вряд ли получил. Американцы бы его "Пантеру" обнаружили. В свое время на другой такой лодке я был в Средиземном море. Обнаружили подводную цель. Подошли. Всплыли под перископ. Командир, разглядев корабль, сообщает: "Ракетный крейсер ВМС США типа "Тикандерога". Два негра на корме моют вертолет". А нас на том крейсере не видят и не слышат, хотя до российской лодки - рукой подать! Не случайно, когда наши атомные подводные крейсеры этого проекта впервые вышли в море, конгресс США провел специальные слушания. И с тревогой отметил, что на скоростях менее 6 - 9 узлов их корабли не способны нас надежно обнаруживать и устойчиво сопровождать. Для американцев это был шок.
- Журнал "Таймс" сообщил, будто российские атомоходы типа "Гепарда" "сделаны из ворованных деталей". Якобы это вовсе не триумф отечественной конструкторской мысли, а результат работы шпионов КГБ. Журнал, в частности, утверждает, что технология, по которой сделаны особо бесшумные винты того же "Гепарда", нелегально куплена у японской фирмы "Тошиба".
- Насчет успехов КГБ судить не берусь. А о том, кто у кого и что позаимствовал, поразмышлять можно. Посмотрите на обводы новейших американских подводных лодок типа "Си вулф". Зализаны, как на наших кораблях. Силуэт - ну очень похож на тот, что у давно плавающих крейсеров проекта 971.
ДАНТИСТЫ ОКЕАНСКИХ ГЛУБИН
- Константин, чтобы нас не обвинили в разглашении военной тайны, давайте сменим тему. Какой у вас рост?
- Гвардейский. 189 сантиметров.
- Ну и как же вы пролезаете в узкий верхний рубочный люк "Гепарда"?
- С трудом. Конечно, размеры современных подлодок позволяют служить и с моим ростом. Но без синяков не обойтись.
- На мостике в надводном положении волной не захлестывает?
- Там заливает и самого низкорослого. К сожалению, одежды для верхней вахты на российских лодках до сих пор нет. Мы пробовали, когда шторм, даже в резиновых комплектах химзащиты стоять на мостике, под них надевали шерстяное водолазное белье. Все равно: через тридцать минут ты насквозь мокрый. Тогда бегом вниз, одежду - в турбинный отсек сушить. Переоделся - и снова на мостик. А чтобы не смыло - пристегиваемся на "собаку". Это обычный монтажный пояс, к нему - стальной трос.
- А каково же тогда в шторм на покатой и ничем не огороженной верхней палубе лодки?
- Тоже нормальной одежды нет. Выкручиваемся. Мы, например, с помощью шефов из одной нефтедобывающей фирмы на фабрике заказали для швартовой команды "Гепарда" костюмы профессиональных яхтсменов.
- Не дай Бог в воду кто-нибудь свалится - разве костюм яхтсмена спасет?
- Лучше за борт не падать. Особенно в Заполярье. Несколько лет назад на атомной подлодке "Леопард" наша дивизия двух моряков так и потеряла. В штормовом море размотался швартовый трос и мог попасть под винты. Самых крепких матросов обвязали страховочными концами и во главе со старпомом отправили закреплять трос. Волной двоих смыло - и никакая страховка не выручила.
-В общем, слабакам на "Гепарде" делать нечего.
- Да, доктора в основном без работы. Хотя... В последней автономке у начальника медицинской службы нашего крейсера капитана Сергея Овчаренко оказался единственный пациент - он сам. Сначала зуб заболел, потом щеку разнесло. Овчаренко решил удаление зуба доверить особисту. Прочел тому пару лекций по стоматологии и - в кресло. Руководил операцией с помощью зеркала. Справились.
- Доктора за самоотверженность поощрили?
- Отругал. За дурной пример экипажу. Перед походом каждый подводник обязан проверить свое здоровье. Зачем нам под водой излишние проблемы?
- Ну хоть сто граммов флотского "шила" страдальцу налили? Так сказать, для поправки здоровья?
- У подводников "не наливают". Каждый в день, если в автономке, выпивает 50 граммов "Каберне". И все.
- Кстати, почему именно "Каберне"? Не потому ли, что, как говорят, красное сухое выводит из организма радиацию?
- Да нет на наших лодках никакой особенной радиации! А "Каберне" медики посоветовали еще в те времена, когда в походе ели одни консервы. Для улучшения пищеварения.
ЖЕНЫ И ЗЕМЛЯНКИ
- Проблем со снабжением подводников больше нет? Шашлыка, воблы, шоколада на "Гепарде" хватает?
- С 1995-м, когда я пришел в эту дивизию, и сравнивать нечего. Перед автономкой мы получили все, что положено. А ведь еще совсем недавно с тыловым обеспечением была просто беда. Мой зам. по воспитательной работе капитан 2 ранга Владимир Митрофанов два года назад на боевую службу на другой лодке ходил. Так вот: тыловики мяса на складах не нашли и выдали экипажу только печенку. Два месяца (!) ели ее под водой во всяких видах и под всевозможными соусами. С тех пор Митрофанов печенку люто ненавидит. На "Гепарде" он кока специально предупредил: "Приготовишь - прибью".
- А как с флотской формой? Выдают?
- Разумеется, выдают, вот только одна проблема. Бескозырка, тельняшка, бушлат и бело-голубой матросский воротник всегда были визитной карточкой Российского флота, верно? А теперь мы это теряем. На "Гепарде" уже нет ни одного матроса срочной службы, все 14 - контрактники. Взрослые мужики, одному даже 35 лет. У них, как у мичманов, кители и фуражки.
На других кораблях - почти та же картина. Вот возьмите американцев... Они давно отказались от призыва. А форму сохранили ту же, что и сто лет назад. Традиция, между прочим, великая вещь.
- Сколько платят вашим контрактникам?
- По максимуму, со всеми "полярными" надбавками, тысяч двенадцать. Лейтенантам примерно столько же.
- Да, прямо скажем, немного. Ведь если со стороны посмотреть, не служба у вас, а каторга!
- Ну вы и слово нашли - каторга... У нас служба Отечеству.
Вот я, например, окончил училище имени Фрунзе в Питере. Сам напросился во флотилию атомных подлодок в заполярной Гремихе. Правда, откуда мне, лейтенанту, было знать, что кроме атомоходов находилась в той флотилии и бригада надводных кораблей охраны водного района? Загремел штурманом на тральщик... Потом случайно встретил на причале офицера, у которого был курсантом. Оказалось, тот уже флагманский штурман дивизии атомных подводных крейсеров. Он к себе и перетащил.
Лейтенанты, которые сегодня в дивизию приходят, тоже хотят служить на лодках. А как было до 2000 года, знаете? Прибыл, и тут же рапорт на увольнение в запас. Нет, многое на флоте меняется к лучшему.
- Что, и квартиры сегодня подводникам сразу дают?
- Откуда же их взять, если в гарнизоне давно ничего не строят?
- Значит, приехал на "Гепард" лейтенант с молодой женой. Свободных квартир нет. И куда же ему податься в маленьком поселке? В тундре землянку рыть?
- Селятся по друзьям и знакомым. Или без жен приезжают. Холостяки в квартирах по трое-четверо живут. Каждый знает, на что шел.
- В США, говорят, при появлении командира атомного подводного ракетного крейсера встает даже президент страны. А у нас, когда назначают командиром атомохода, кто из государственных мужей пожимает офицеру руку? Президент? Премьер-министр? Министр обороны? Главком ВМФ? Кто объявляет о назначении человеку, которому вместе с лодкой страна доверяет реакторы и межконтинентальные баллистические ракеты?
- В советское время, я слышал, нечто подобное было: будущих командиров ракетных атомных подводных крейсеров стратегического назначения сперва обязательно вызывали в ЦК КПСС. Теперь все проще. Пригласил командир дивизии, показал выписку из приказа министра обороны - и вперед.
- И вам это нравится?
ЕСТЬ ТУТ ЧТО-ТО МИСТИЧЕСКОЕ
- Значит так. Обсуждать начальство на флоте не положено. Поэтому теперь уже я предлагаю сменить тему. Давайте лучше поговорим о... мистике.
Первый "Гепард", в честь которого назван атомоход, влился в боевой состав Балтфлота в 1915 году. Воевал в первую мировую. В последний боевой поход вышел 12 октября 1917 года и на базу не вернулся. Командир подлодки Северного флота К-22, чей гвардейский флаг передан нам на хранение, назначение получил тоже 12 октября. Только в 1942 году. Ну и я родился 12 октября, 37 лет назад. Совпадение, конечно. Или нет?
- А это мы еще посмотрим! Сейчас же, Константин, газета "Труд" поздравляет вас и всех моряков страны со столетием подводного флота России. Пусть количество погружений всегда равняется количеству всплытий!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников