"Пока политики живы, политический пиар не умрет"

Председатель совета директоров старейшей на российском рынке политических консультаций группы компаний "НИККОЛО М" Игорь Минтусов рассказал "Труду" о своей борьбе с кризисом, кадровой политике и о том, почему бывший консультант Бориса Ельцина сегодня помогает и "Единой России", и оппозиции.

- Игорь Евгеньевич, как повлиял кризис на вашу фирму?

- Во-первых, мы решили сократить ставки: пока под нож попали позиции курьера и архивариуса. Во-вторых, за невыполнение финансового плана будем урезать менеджерам бонусы. В-третьих, у наших заказчиков из бизнес-структур стало меньше денег. Теперь нам надо найти решения, как потратить оставшиеся у них деньги с максимальной пользой для их репутации, ведь это главное, что останется у компаний после кризиса.

- Для политических консультантов настают тяжелые времена?

- Да нет, политконсалтинг кризис пока не затронул и, вероятно, в принципе не очень затронет. По мере роста социальной напряженности находящиеся у власти политики будут все больше заинтересованы в том, чтобы ее сохранить. То есть и дальше побеждать на выборах, в чем мы им и помогаем.

- Многим кажется, что ваша профессия вымирает, поскольку конкуренции на выборах почти не осталось.

- На федеральном уровне конкуренция сведена к минимуму, но борьба за власть в регионах далеко не всегда решается в пользу "Единой России". Побеждают и другие, как, например, на выборах 1 марта мэра города Смоленска. Кроме того, существует конкуренция внутри самой ЕР, от которой часто выдвигается по несколько кандидатов. Так что наши услуги будут востребованы. Пока политики живы, политический пиар не умрет.

- Профессионалов в какой области вам не хватает больше всего?

- Самый большой дефицит - это профессиональные пиар-менеджеры, которые могут вести проект от стадии придумывания и разработки до стадии реализации. Работать с уже готовым проектом, когда заказчик дает задание и называет сроки, могут многие. Гораздо сложнее, когда перед тобой есть только поле потенциальных клиентов. Сначала нужно понять их потребности, посмотреть на мир чужими глазами, а потом разработать и предложить соответствующий продукт.

- Что для подготовки таких специалистов более важно - теория или практика?

- Идеальная ситуация - 50x50: когда человек обладает профессиональными знаниями в области пиар-технологий и знаком с предметным полем, в котором работает. Без глубоких практических знаний в разных областях экономики и политики ни одна компания заказ не получит. Один из первых вопросов, который задает клиент: "У вас есть опыт работы в нашей сфере?" Если нет, он сразу скучнеет.

- Как оценивается труд пиар-менеджеров?

- Обычно зарплата состоит из постоянной и бонусной части, соотношение примерно 70 на 30%. Постоянная часть в зависимости от уровня квалификации колеблется от 1,5 до 5 тысяч долларов.

- Сколько человек сейчас работают в вашей компании?

- Около 50 человек, но за год к реализации различных проектов мы привлекаем несколько сотен специалистов.

- Судя по тому, что ваш штат настолько стабилен, вы нелегко расстаетесь с людьми.

- К сожалению, уволить человека мне всегда было тяжело. Я не считаю, что это моя хорошая черта, поэтому с ней борюсь. Увольнение сотрудника, который не соответствует требованиям, - очень важная социальная функция работодателя. Он, как санитар леса, освобождает компанию от людей, которые являются неэффективной нагрузкой.

Если не "чистить лес", общество погрязнет в социальном болоте. Все будут жить на пособия, а производительных людей останется так мало, что экономическое развитие прекратится.

- Какими качествами должен обладать политический консультант?

- Быть честным по отношению к самому себе. Уметь влезать в шкуру клиента и быть честным по отношению к нему. Работать только с теми клиентами, чьи убеждения он разделяет. Если у вас нет убеждений, вы никогда не станете выдающимся политконсультантом. Таким, как, например, Джон Наполитен. Самый, пожалуй, заслуженный политический консультант из ныне живущих, основатель Международной ассоциации политконсультантов, работавший еще с Джоном Кеннеди.

А еще важна уверенность в том, что вы помогаете хорошему человеку не за деньги, а для того, чтобы он достиг результата. Иначе ваша карьера будет иметь определенный потолок - вас никогда не возьмет в свой штаб ни один серьезный политик, понимая, что, если завтра вам предложат более перспективную должность, вы уйдете.

- Чему нужно учиться, чтобы стать хорошим политконсультантом?

- Нет общего правила. Нужно учиться коммуникациям, знать политические науки, законы воздействия средств массовой информации, маркетинговые науки, чтобы говорить на одном языке с исследователями, которые изучают общественное мнение.

- А как получилось, что вы с одинаковым успехом работали и на Бориса Ельцина, и на "Единую Россию"? Вы же сами сказали, что нельзя работать вопреки убеждениям.

- До 2000 года мы работали со всеми, кроме коммунистов, националистов и людей, имеющих отношение к криминальному миру. Сейчас ситуация изменилась. Раз есть опасность того, что в стране будет существовать одна партия по типу КПСС, то исходя из идейных убеждений мы работаем и с представителями других партий.

Как хирурги, которым все равно, кого лечить - раненного в перестрелке милиционера или преступника. Помогать надо всем, кто обращается к тебе за советом. Другое дело, что советы должны быть этичными. Нельзя советовать ударить конкурента ногой под столом в промежность, даже если этого никто не заметит.

Что же касается ЕР, то я знаю очень многих губернаторов, которые в ней состоят, и отношусь к ним с большой симпатией и уважением. Мы стараемся им помогать.

Резюме "Труда"

Игорь Евгеньевич Минтусов


Родился в 1958 году в городе Кирове Калужской области.

Образование: экономический факультет МГУ имени Ломоносова.

Прежние места работы: научный сотрудник Центрального экономико-математического института АН СССР, Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР.