ГЕОРГИЙ БООС: ВКЛАДЫ, КАК И РУКОПИСИ, НЕ СГОРАЮТ

Убежден, что власти давно пора проявить политическую волю и сделать две принципиальные вещи.

Убежден, что власти давно пора проявить политическую волю и сделать две принципиальные вещи. Во-первых, прекратить делать вид, что сгоревшие вклады не являются внутренним долгом государства и, во-вторых, объявить людям, какие есть возможности для компенсации потерь. В любом случае у государства возникнут обязательства по обслуживанию долга, а для этого существуют нормальные рыночные механизмы. Можно, например, выпустить бумаги, обеспеченные госпакетами акций предприятий или землей, и пустить их в обращение. Пострадавшие вкладчики станут акционерами, и уже сами решат, что делать с ценными бумагами - продавать или жить на проценты.
Самый спорный вопрос - как определять соотношение рубля советского и сегодняшнего. Популисты вспоминают, что тогда доллар стоил 62 копейки, а потому по этому курсу надо пересчитать дореформенные банковские вклады. В итоге получается сумма, сопоставимая даже не с годовым бюджетом, а со всем ВВП. Взять такие огромные деньги негде, вернуть их нереально. Да это и не нужно, потому что цифра - с потолка. Тогда доллары оценивали в валютных рублях, а сейчас - в "деревянных".
На мой взгляд, значительно ближе к истине оценки, когда за точку отсчета берется покупательская способность денег. Мы ведь жили в стране тотального дефицита, люди на свои кровные не всегда могли купить батон колбасы, годами стояли в очереди за холодильником или машиной. Покупательская способность тех и этих денег сильно разнится. На сколько? По разным оценкам, рубль времен "развитого социализма" был обеспечен товарами на 10 - 20 копеек. Таким способом можно пересчитать сгоревшие вклады в сегодняшних ценах.
Но это не значит, что искомую сумму можно сразу предъявить к оплате. Деньги, сгоревшие в огне инфляции, воскресить не так просто. Для начала надо оценить, чем государство сможет обеспечить обслуживание долга, будут ли востребованы эти обязательства на рынке и на каких условиях выпущенные под них бумаги станут продаваться. Какой дисконт устроит граждан - 50, 60, 80 процентов? В любом случае компромисс должен быть предметом обсуждения и согласия общества. И тогда, уверен, потери вкладчикам нам вполне по силам компенсировать ликвидными акциями и "живыми" деньгами.
Вообще на такой "рынок долгов" не надо смотреть как на балласт, как на некую нагрузку на бюджет. Все как раз наоборот: возврат вкладов сыграет роль катализатора. Ведь люди станут собственниками не виртуальных ваучеров или земельных паев, а реальных ценных бумаг. Их можно продать на рынке и купить товар или, наоборот, купить еще акций, чтобы рассчитывать на дивиденды. Мы эмитируем бумаги, обеспеченные государственными ресурсами, а это самый оптимальный, рыночный способ связывания денежной массы. Инфляция нулевая, причем деньги остаются в обороте и работают на экономику.
Кроме прочего, мы получим огромный рынок, где будут "крутиться" суммы, сопоставимые с госбюджетом. Как это ни парадоксально звучит, но долги - это серьезный капитал. Точнее, могут им стать. Россия с огромным напряжением платит кредиторам, потому что признала себя правопреемницей Союза, но не смогла создать систему управления долгами. В итоге обязательства стран третьего мира перед СССР стремительно таяли, а наши перед западными странами - росли как снежный ком. Давно пора создать, как это делается в цивилизованном мире, единый центр по управлению долгами - внешними и внутренними. И тогда скоро мы убедимся, что их можно эффективно использовать, сокращая "тело долга" и даже зарабатывая хорошие деньги.
Сказанное в полной мере касается обязательств перед обманутыми вкладчиками. Начав выплаты по долгу, государство расстанется с имиджем "бандита с большой дороги". Это возврат к нормальным, цивилизованным отношениям власти и общества. А в такой стране граждане доверяют власти, у них нет страха, что завтра их снова обманут. Они деньги не в чулках держат, а несут в банки, вкладывают в ценные бумаги. Доверие, как известно, дорогого стоит. В нашем случае - в том числе потому, что в прямом смысле приносит большие деньги.