ПРОДАЕТСЯ БАНК

В апреле началась банковская реформа, которой так упорно сопротивлялся прежний глава ЦБ Виктор Геращенко. Премьер Михаил Касьянов на заседании кабинета объявил, что в 2002 году будут распроданы активы госпредприятий в коммерческих банках. Правительственные ведомства должны до 1 июля передать свои акции Минимуществу, которое по согласованию с Минфином и РФФИ внесет предложения о приватизации и реализует пакеты. Исключение составят проблемные банки, находящиеся под управлением АРКО (Агентства по реструктуризации кредитных организаций).

Столь радикальное предложение оказалось для многих неожиданным. Несколько месяцев назад правительство заявляло о намерении расстаться только с банками, где не имеет блокирующего пакета. Но теперь получается, что на кону практически все доли, причем даже в таких гигантах, как Транскредитбанк, Конверсбанк, Газпромбанк. Правда, сделана оговорка, что финансовые "хребты" отраслей продадут после их реформирования.
Заявление премьера вдохновило денежных тузов, которые давно не прочь взять под контроль перспективный банковский сектор. Судя по всему, назревает новый передел собственности. Ставки в игре высоки, ибо в банках базовых отраслей сосредоточены мощные финансовые потоки, речь идет об оборотах в миллиарды долларов. За такие деньги стоит побороться.
К слову, против революции в финансовой сфере особо не возражают ни главы ведомств, ни депутаты, обычно ревниво следящие за движением госсобственности. Первые резонно полагают, что не только в "карманном", но в любом банке их встретят с распростертыми объятиями - большие деньги заставят любить кого угодно. А Дума давно ратовала за двухуровневую банковскую систему, состоящую из ЦБ и частных банков. Споры идут только вокруг суммы предстоящих продаж. Подавляющее большинство банков живет за счет обслуживания государственных счетов, и если эти деньги уйдут, то их ждут проблемы. Имеет значение и величина пакета. Если он блокирующий и банк крупный, то покупатели всегда найдутся, а с маленькими активами все наоборот. Если, конечно, Минимущества не выставит их на продажу по бросовым ценам.
Ожидаемые перемены в финансовой сфере не замедлили сказаться на стоимости Сбербанка. За одну неделю после отставки Геращенко цена его акций возросла более чем на 20 процентов. Эксперты связывают рост котировок с предстоящей борьбой за госпакеты и ростом инвестиционной привлекательности этого сектора российской экономики.
Реформы в финансовой системе можно только приветствовать. Ведь выиграют не только те, кто поучаствует в дележе пирога. Избавившись от обслуживания только своих структур, банки будут вынуждены исполнять свои первородные функции - привлекать средства населения и кредитовать реальный сектор экономики. С одной оговоркой: процесс продажи активов должен быть подкреплен системой гарантирования вкладов. Иначе частным банкам не привлечь клиентов, потерянных после дефолта. А возвращение доверия, как показывает практика, - процесс не скорый.
Возможно, поэтому первый зам. главы Минимущества Александр Браверман уже сделал заявление, что правительство не станет подстегивать процесс выхода из капиталов коммерческих банков, где доля государственных унитарных предприятий более 25 процентов. То есть начнут распродажу с тех, где доля государства мала. Тем более что там, по словам Бравермана, "ни дивидендов, ни роста курсовой стоимости акций нигде не наблюдалось".
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
*** В России около 500 банков, где государству принадлежит менее 25 процентов акций.
*** Более 50 процентов денежного оборота коммерческих банков приходится на банки с государственным участием.
*** На 100 тысяч жителей у нас приходится 55 чиновников ЦБ. Их доля в 7 раз больше, чем в США, и в 3 раза больше, чем в Европе.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Валерий ЗУБОВ, председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:
- Есть два направления развития российской финансово-кредитной системы. Во-первых, повышение устойчивости банков путем увеличения собственного капитала. Это направление дает приоритет крупным банкам и усложняет жизнь мелким, как правило, региональным. На мой взгляд, главным критерием оценки все же должны быть устойчивость и стабильность, а не величина капитала. В этом смысле совершенствование законодательства должно идти по пути повышения прозрачности операций, усиления контроля за банками.
Второе направление - решение правительства о выходе из капиталов банков. Думаю, это логичное решение. В переходный период, когда меняется экономическая система, присутствие государства в банковской системе совершенно оправданно. Но сегодня, как мне представляется, незачем тем или иным отраслям через госпакеты присутствовать в банках. Другое дело, что технология ухода государства нуждается в серьезной проработке.