ПЕДАГОГ С ТЮРЕМНЫМ СТАЖЕМ

В исправительной колонии ОШ/З есть профессиональное училище. Вот уже четверть века оно готовит "без отрыва от нар" котельщиков, электрогазосварщиков, станочников по деревообработке и металлу. Конечно, в этом училище своя специфика: сюда поступают не по конкурсу, а по "осознанной необходимости".

Возрастной перепад в группах порой достигает двадцати лет: ведь кто-то загремел за решетку сразу после школы, а кому-то пора задуматься о пенсии. Одни учатся пять месяцев, другие - десять, все зависит от сложности профессии и срока заключения.
- Желающих так много, что приходится прибегать к отбору: в первую очередь набираем тех, кто вообще без профессии, и тех, кому скоро освобождаться, - говорит мастер производственного обучения Владимир Шкробот. - Сегодня многие осужденные понимают, что на свободу надо выходить не только с чистой совестью, но и хорошей рабочей специальностью. Тем более что обучение у нас бесплатное. Особо старательные успевают стать станочниками-универсалами, овладеть смежными профессиями.
Так в свое время удалось такое Олегу Антонову. История его в определенном смысле уникальна. Когда-то он был доставлен сюда в "воронке" и свой срок оттрубил от звонка до звонка. Однако времени даром не терял, учился в этом самом ПУ, став мастером "в кубе", то есть освоил аж три специальности! Но самое удивительное произошло после освобождения - "выпускник" колонии поступил на индустриально-педагогический факультет Йошкар-Олинского пединститута, успешно окончил его и получил диплом.
Каково же было изумление администрации колонии и осужденных, когда Олег Витальевич вновь предстал перед ними, но уже с вузовским дипломом и искренними помыслами учить братву полезно-производительному труду, зарабатывать на жизнь не заточкой и "пером", а головой и своими руками. Мастеру производственного обучения по электрике, постигшему жизнь своих учеников на своем горьком опыте, проще найти с ними общий язык. Нынче Олег Антонов - "в авторитете" у осужденных: его на мякине не проведешь.
Вообще-то случаи, когда в роли педагога выступают сами осужденные, не редки. В одной из йошкар-олинских колоний сидит московский издатель по кличке "Бакалавр", который дает сокамерникам уроки английского языка, в другой колонии преподает на общественных началах сиделец с ученой степенью. Но антоновский пример все же поразителен: добровольно в зону, даже вольнонаемным, редко кто возвращается.
Недавно комиссия службы занятости населения Марий Эл проводила в училище опрос: кто какую профессию предпочитает? Наибольшей популярностью, как выяснилось, пользуются сварщики и операторы котельных. Отдел трудоустройства республиканской службы занятости населения пообещал квотировать рабочие места для вышедших на свободу. То есть бывшему зэку дается реальный шанс устроиться на работу.