ЗОНА ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ

Женя Комягин на воле был двоечником, сочинения писал так, что учителя понять не могли, то ли про Пушкина нацарапал, то ли про авторитета из соседнего двора. В Брянской воспитательной колонии Женька ощутил творческий зуд сразу же, как только начальство объявило, что будут создавать свое телевидение. Со студией, операторами, ведущими и редакторами. Он попросился на самую трудную роль - писать сценарии и тексты для ведущего. Когда углубился в процесс и познал муки творчества, многое в его взглядах на жизнь стало меняться. Откуда-то появилось и красноречие.

- В День защитника Отечества гостями колонии стали участники второй мировой. Это бывшие работники нашего учреждения. По их мнению, теперешний режим содержания осужденных по сравнению с прошлыми годами сильно изменился. Развитие темы - в телесюжете, - вещает женькиными словами ведущий Илья Кашин.
Илью в колонии считают "звездой" местного кабельного ТВ. Сражаясь за место перед видеокамерой, выдержал большую конкуренцию, зато теперь может красоваться на фоне заставки программы "Шаг". Ясно, что шаг этот - к свободе. Илье еще долго сидеть, а Женьке осталось год мотать, но он надеется, что сможет употребить оставшееся время на шлифование редакторского ремесла. Хотя не уверен, что оно пригодится на воле.
Идею создать свое телевидение руководство колонии разрабатывало совместно с педагогами из общественной организации "Эрика". Ее представитель Александр Анищенко поясняет психологический расчет:
- Задача - сделать видеоматериалы началом осмысления сложной, многогранной темы: почему подростки идут на преступление? Обычные школы тоже нуждаются в такой информации. По договоренности с программами "Человек и закон", "Диалоги о животных" будем получать материалы из Москвы. А то, что отснимут брянцы, пойдет в другие российские колонии для несовершеннолетних - их более 60.
Юные брянские зэки и до того пытались проявить себя на творческой стезе. Первыми в стране выпустили сборник своих стихов, а сейчас в Москве готовится к изданию книга, в которой будут представлены их рассказы на экологическую тему. Создание собственного телевидения - отклик на пробуждающуюся в душах потребность правды и слова. Подросток, пытающийся рассказать о преступлении или просто об очередном дне в неволе, - это уже не тот зверек, который ухмыляется, как только человек в форме поворачивается к нему спиной после очередного внушения. Десятиминутная программа "Шаг" будет выходить три раза в месяц. Сюжеты ребята придумывают вместе с администрацией. По словам начальника колонии Александра Тутикова, никакой цензуры нет, и порой в сюжете юные невольники норовят поспорить с администрацией. Это полезно для обеих сторон, полагает Тутиков.
В отрядах сейчас почти два десятка телевизоров, еще несколько стоят в следственном изоляторе. Только в трех российских колониях для подростков есть такие изоляторы. Эксперимент, заключавшийся в том, чтобы оградить ребят от блатной науки взрослых тюрем, выдержали не все колонии, однако в Брянске он прошел успешно. Ожидающие суда мальчишки жадно впитывают информацию сюжетов, снятых их сверстниками. Показывают не только жизнь за решеткой, но и волю. Создатели тюремного телевидения выезжали на экскурсию, о которой отчитались перед всей колонией. Такие поездки еще будут. Причем ребятам придется встречаться с "тяжелым элементом" из спецшкол. Это еще одна идея воспитателей: упредить очередное преступление, предостеречь мальчишку, который за склонность к жестокости уже определен в школу с особым режимом.
- Ребята, как правило, приходят к нам со сложившейся психикой преступников, - говорит Александр Тутиков. - В спецшколах мы намерены протестировать их. Отвезем и наших воспитанников - пусть пообщаются. Попытаемся убедить администрацию, что нельзя спецшколу превращать в тюрьму. Мы ведь даже в колонии боремся с этим. И здесь, уверен, программа "Шаг" нам здорово поможет.
...Заканчивается сюжет о послушнице Ульяне, которая часто бывает в церковной комнате Брянской воспитательной колонии и огорчена тем, что пока лишь десяток ребят приобщились к вере. И начинается волнительный для большинства заключенных рассказ о предстоящей амнистии, о приходе прокурора, который зачитал думское постановление. Полсотни воспитанников освобождаются, а 25 узнали о снижении срока заключения. Останутся в колонии 13 убийц, 29 грабителей и 10 насильников. Правда, в следственном изоляторе уже сидит пополнение. Будет ли оно сокращаться? Журналисты "колонийского" телевидения верят, что и на воле сверстники услышат их слово.