08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЫИГРАТЬ НЕ ВОЙНУ, А МИР

Караганов Сергей
Опубликовано 01:01 16 Апреля 2003г.
Проиграла ли Россия иракскую кампанию? Такая постановка вопроса, встречающаяся сегодня в разнообразных комментариях, представляется мне малоконструктивной. Эту войну, слава Богу, не мы вели. И для нас сейчас главное - не искать победителей и проигравших, а сделать на будущее правильные выводы из кризиса вокруг Ирака, вызвавшего острые разногласия между постоянными членами Совбеза ООН и поставившего под угрозу существование антитеррористической коалиции.

Сохранение же этой коалиции необходимо. Россия, которой не понаслышке известно, что такое угроза терроризма, крайне заинтересована в совместных действиях против этой "чумы XXI века". Коалиция нужна для систематического предупреждения и противодействия новым вызовам, с которыми человечеству предстоит все больше сталкиваться в грядущие десятилетия. В начале 1990-х мы упустили возможность создать союз для поддержания мира и стабильности. Им могла бы стать коалиция, созданная для отражения иракской агрессии против Кувейта, но из-за политического легкомыслия и второстепенных противоречий этого не случилось. Вторично упустить такой шанс было бы безответственно.
Антитеррористическая коалиция, которая возникла после трагедии 11 сентября 2001 года, в будущем должна стать фундаментом нового союза для предотвращения угроз, создания стабильного и справедливого миропорядка. Первоначально он мог бы формироваться на основе "большой восьмерки" с последующим подключением других ключевых государств, таких, как Китай, Индия. Этот альянс в принципе мог бы стать и своего рода исполнительным органом СБ ООН.
Самой ООН, безусловно, нужна модернизация. Совет Безопасности нуждается в серьезных реформах, которые позволили бы качественно повысить его эффективность, в том числе за счет включения в него стран - новых экономических и политических гигантов. Возможно, в этом случае стоило бы подумать и о введении правила "квалифицированного вето", - например, когда решение не принимается, если право вето используют две страны.
Эффективность ООН - ключевая проблема. Недопустимо, чтобы ее решения не выполнялись. В прошедшем десятилетии мировому сообществу, включая Россию, следовало жестче настаивать на безусловном выполнении Ираком решений о разоружении и полной ликвидации запрещенных видов вооружений, не допускать массовых нарушений Багдадом прав человека, в том числе элементов геноцида (применение химического оружия против курдов). Тогда болезненного кризиса удалось бы избежать.
Но главное - ООН остается единственным всеобъемлющим механизмом поддержания мира. Задача, которую следует считать первостепенной, - не допустить разрушения этого механизма, особенно процедуры принятия решений Советом Безопасности. В то время как вызовы безопасности и стабильности нарастают, а многие из прежних организаций слабеют и деградируют, подрыв ООН недопустим. Окончательный отказ от свода правил и политических традиций Организации Объединенных Наций означал бы дальнейшее сползание мира к хаосу. Америка, победившая в войне против Ирака, уже сталкивается с тем, что "выиграть" мир в этой стране куда сложнее. И ООН здесь - незаменимый, проверенный инструмент.
Несмотря на удар, который нанесли по международной системе односторонние действия США, Россия должна настаивать на том, чтобы международные проблемы решались на многосторонней основе. Москва не одинока в этом требовании, позиция, занятая в иракском кризисе ведущими европейскими державами - Францией, Германией, Бельгией, а также Китаем и вообще большей частью мирового сообщества, - лучшее тому свидетельство.
(Полный текст статьи будет опубликован в майском номере журнала "Россия в глобальной политике").


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников