10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАРЫЕ ЛИЦА "ЗОЛОТОЙ МАСКИ"

Лебедина Любовь
Статья «СТАРЫЕ ЛИЦА "ЗОЛОТОЙ МАСКИ"»
из номера 069 за 16 Апреля 2003г.
Опубликовано 01:01 16 Апреля 2003г.
Сам праздничный вечер напоминал смесь торжественных заседаний советских времен и современных гала-концертов, где юные барабанщики и курсанты военных училищ маршировали по сцене, салютуя призерам "Золотой маски", председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину, а также особенно важным гостям - Валентине Матвиенко и губернатору города Владимиру Яковлеву.

Первым чествовали легендарного балетмейстера Юрия Григоровича, которому был вручен приз "За честь и достоинство". Ну а дальше выходившие на сцену режиссеры, актеры, дирижеры, получая долгожданную награду, благодарили жюри за оказанную им честь. В области балета все три "Золотые маски" достались Большому театру: лучшему спектаклю - "Вечер хореографии Ролана Пети" и знаменитым танцовщикам - Илзе Лиепа ( Графиня, "Пиковая дама"), Николаю Цискаридзе (Герман, "Пиковая дама"). Самым удачным оперным спектаклем тоже был признан московский - "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини в музыкальном театре имени К.С. Станиславского.
Ни для кого не секрет, что выдающимся фестиваль делают выдающиеся спектакли. Что касается художественной программы нынешней "Золотой маски", параллельно проходившей и в Петербурге, и в Москве, то она была достаточно солидной, но ее лидеры изначально были предсказуемы. Не только потому, что таких мастеров, как Петр Фоменко, Лев Додин и Кама Гинкас, трудно "переплюнуть". Главное заключается в том, что у них есть свои уникальные труппы, способные воплотить и донести без потерь до зрителей любой замысел.
Сегодня, к сожалению, это становится редкостью даже у таких знаменитых режиссеров, как Роберт Стуруа ( постановщик спектакля "Сеньор Тодеро Хозяин") и Александр Морфов ( режиссер спектакля "Король Убю"). В этих спектаклях так называемые "статисты" обслуживают звезд: Константина Райкина и Александра Калягина. Последний за девять лет существования "Золотой маски" получил наконец-то приз за лучшую мужскую роль. Надо сказать, в этой номинации у него, помимо Райкина, были и другие сильные конкуренты - это Николай Фоменко и Андрей Панин в спектакле Романа Козака "Академия смеха" (московский Театр имени Пушкина), а также Алексей Левинский, блистательно сыгравший в спектакле Юрия Погребничко "Странники и гусары" (театр "Около Дома Станиславского") вампиловского Сарафанова и чеховского Вершинина. Кстати, вот вам еще один пример пусть и маленького, но выдающегося по своему ансамблю коллектива. Поэтому не зря жюри долго думало, кому присудить приз за лучший спектакль малых форм: Погребничко или Каме Гинкасу, показавшему на фестивале свою лирическую "Даму с собачкой". В конце концов победил ученик Георгия Товстоногова Гинкас. Дело в том, что в Петербурге существуют свои театральные традиции, и здесь большое значение имеет, кто у кого учился и у какого мастера работает в театре. Чужакам очень сложно проникнуть на питерскую сцену, зато своих воспитанников здесь холят и лелеют. Так, молодому режиссеру Юрию Бутусову, уже известному в Москве, создают все условия для творческого роста в театре Ленсовета, и даже его учебный спектакль "Старший сын" Александра Вампилова, чего никогда раньше не было, включили в программу нынешней "Золотой маски". Естественно, он выглядел наивно на фоне зрелой постановки Юрия Погребничко, который все-таки получил специальный приз критиков, но сам факт выступления студентов на высоком театральном форуме дорогого стоит. Другой молодой режиссер - Андрей Прикотенко тоже был удостоен специального приза жюри за постановку "Эдип-царь" Софокла. Мне казалось, что именно главная героиня этого спектакля Ксения Раппопорт получит приз за блистательное исполнение роли царицы Иокасты, а не многоопытная Татьяна Щуко за роль Лики в спектакле Льва Додина "Московский хор". В то же время эта немолодая актриса с ее богатым жизненным опытом смогла придать всему происходящему на сцене удивительную подлинность. Действие спектакля происходит в 50-е годы. Это время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и уходящего в прошлое коммунального быта, когда на огромной кухне собирались вместе и бывшие "враги народа", и доносчики, и дети, только начинающие жить. Сам Лев Додин, которому на церемонии был вручен Гран-при фестиваля, сказал, что именно питерская коммуналка подвигла его на создание этого спектакля.
Какие бы новые формы ни придумывали режиссеры, зрителей прежде всего интересуют человеческие истории с живыми переживаниями, радостями, страданиями. Не случайно на питерском форуме с треском провалились "Откровенные полароидные снимки" раскрученного в Москве авангардиста Кирилла Серебренникова и почти все провинциальные спектакли, за исключением "Каштанки" из Екатеринбурга в постановке Вячеслава Кокорина, получившего специальный приз жюри. Дело тут не в том, что в провинции нет интересных режиссеров и сильных артистов, просто члены экспертного совета в основном смотрят предложенные спектакли на видеокассетах, где, как вы знаете, большое значение имеют красивые картинки и многое решает художник. Вот и получилось, что в спектакле самарского ТЮЗа "Мамаша Кураж" известный сценограф Юрий Хариков "задавил" и режиссера Адольфа Шапиро, и его артистов. Не говоря уже о спектакле из Омска "Брат Чичиков", где, по сути, не было ни ловца "мертвых душ", ни Собакевича, ни Манилова. Одни ходячие художественные "знаки" в китчевом оформлении Игоря Капитонова, который, по всей видимости, хотел помочь новому главному режиссеру омской драмы Сергею Стеблюку, а вышло - наоборот. Жаль, потому что губернатор Омской области Леонид Полежаев многое делает для того, чтобы его театрам жилось легче. В этот раз Полежаев был награжден на церемонии почетной премией "За поддержку театрального искусства".
Еще один приз получил мюзикл "Норд-Ост", участникам которого пришлось многое испытать в связи с трагическими событиями на Дубровке. Поэтому, как мне показалось, они получили "Золотую маску" скорее за мужество, чем за художественные качества спектакля, которому, увы, осталось жить недолго. 10 мая в Москве будет сыгран последний спектакль "Норд-Оста". Дай Бог, чтобы ничего подобного больше не повторялось, а спектакли, номинированные на следующую "Золотую маску", могли бы радовать нас своим разнообразием и интересными творческими открытиями. Если "Золотая маска" хочет жить долго, быть на самом деле национальным смотром, то пора бы ей выводить на орбиту новые имена. По крайней мере питерская "Золотая маска" доказала, что в городе на Неве они есть.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников