В КОСМОСЕ ЛЕТАЮТ ВЕДРА

По давно сложившейся традиции космонавты после тяжелых полетов приезжают отдыхать в санаторий "Решма" на берегу Волги. Обстановка здесь располагает к неспешному разговору. Откровенной и подробной получилась наша беседа с командиром международного экипажа Валерием КОРЗУНОМ и бортинженером Сергеем ТРЕЩЕВЫМ.

ЗЕМЛЯ В ИЛЛЮМИНАТОРЕ
- На Земле человек живет в определенной среде, которая пронизана взаимоотношениями с себе подобными. В космосе ты оказываешься вне этой среды, - размышляет вслух Валерий Корзун. - Тоскуешь по тому, что там недоступно, по мелочам, которые окружают в повседневной земной жизни. Сергей, например, очень сильно скучал по зеленой траве и привычной московской суете.
Я часто вспоминал маленький городок Красный Сулин Ростовской области, где родился и вырос. Искал свой городок, глядя в иллюминатор. Сфотографировал всю Ростовскую область, определил Новочеркасск, Шахты, но Сулина не нашел...
- Правда ли, что современная техника позволяет увидеть из космоса чуть ли не спичечный коробок?
- Это неправда, машин, во всяком случае, не видно...
ВСЕ НАОБОРОТ
У космонавтов - строгий режим. И если следовать ему, то спать должны они не менее восьми часов в сутки.
- Мы жили по Гринвичу. Вставали в 8, ложились в 11 вечера, - говорит Сергей. - Но график сбивался, когда к нам прилетали "шаттлы". Для Земли, откуда ведется управление деятельностью в космосе, легче внести изменения в график работы на нашей станции, чем в график работы "шаттла". Поэтому в такие дни были у нас "перевороты" до 12 часов. Приходилось утром ложиться спать, а вечером подниматься. Понятия "утро" и "вечер" на станции, конечно, относительны. В течение суток за иллюминатором 16 раз день сменяется ночью - именно столько витков вокруг земного шара делает станция. Но на наш режим это влияло не сильно. Диаметр иллюминаторов невелик - от 288 до 400 миллиметров. В течение рабочего времени на станции горит свет, а на "ночь" иллюминаторы зашториваются, свет выключается, и только экраны компьютеров мерцают в темноте.
А ГДЕ ЖЕ НЛО?
Вопреки бытующему мнению, что времени на орбите всегда не хватает и почти все оно посвящено работе, Валерий и Сергей признались, что могли они и вполне нормально отдыхать.
- У нас была возможность смотреть видео, слушать музыку, читать книги. Но главным хобби в космосе однозначно стало наблюдение за земной поверхностью и фотографирование. Как только появлялось свободное время, мы сразу к иллюминатору. Если это день, то можно смотреть на Землю, если ночь - на звезды, метеориты, планеты. У нас был такой аппарат, который позволял снимать ночные объекты: города, звезды, северное сияние, Луну.
- Однажды я начал фотографировать ночью города, и вдруг смотрю - летит яркий объект, ярче, чем звезда, - рассказывает Валерий Корзун. - Я думаю: "Ну, НЛО!" Но скоро все объяснилось. Просто я увидел обыкновенную звезду сквозь земную атмосферу, и ее сияние было, как линзой, усилено в несколько раз. Я был разочарован - сенсация не состоялась.
ВСТРЕЧА С ЛЕОНИДАМИ. НО НЕ ИЛЬИЧАМИ
Если судить о космических полетах по кинофантастике, то можно сделать вывод, что кораблю непременно должны угрожать метеоритные потоки.
- Постоянно пролетают обломки метеоритов, - подтверждают космонавты, но потом смеются и объясняют: - На самом деле такое невозможно видеть. Был единственный случай: нам дали координаты и время, когда будет дождь леонидов. Леониды - это такой метеоритный поток, который приближается к Земле со стороны созвездия Леонидов, в сущности - мелкая пыль, летящая с бешеной скоростью. Вот когда мы летели сквозь леониды, была возможность наблюдать, как они сталкивались с земной атмосферой. За 6 - 7 минут мы насчитали около 60 метеоритов.
КОСМИЧЕСКОЕ ВЕДРО
Вспоминая свой полет на "Мире", Валерий Корзун рассказал о поразительном случае. Однажды с Земли дали координаты объекта, который сближается со станцией.
- Нам было трудно даже представить, откуда он летит. Ведь нужно было учитывать не только положение станции относительно орбиты, но и положение объекта относительно станции. Мы увидели его, случайно взглянув в иллюминатор. Это было обыкновенное ведро - контейнер для мусора с герметичной крышкой, объемом около 25 литров, которое когда-то было выброшено с космической станции. И это ведро пролетало так близко от нас, что его легко можно было рассмотреть безо всякой оптики.
ЛЕГКАЯ ВОДА И ТЯЖЕЛЫЙ ВОЗДУХ
Душ в невесомости невозможен. На станции вода плавает в пространстве в виде аморфных капель, а вовсе не льется.
- Мы обтирались прекрасными российскими махровыми полотенцами. Сложнее было с чисткой зубов - выплевывать приходилось в пакеты или в салфетки. А при посадке - свои трудности.
- Приземлились - ноги дрожат, - вспоминает Сергей Трещев. - Валерий то и дело спотыкался - стопа висела носком вниз и цеплялась за землю. Меня все время наклоняло вперед и сгибало пополам - трудно было удерживать корпус и голову в вертикальном положении, неумолимо давил столб атмосферного воздуха на отвыкшее от собственной тяжести тело. Попытки откинуть голову назад заканчивались потерей равновесия, как у пьяного...