СКАЗ ПРО РУССКИЙ ГАЗ

Еще в январе 2001 года в Госдуме обсуждали вопрос о ратификации договора к Европейской энергетической хартии. Россия, конечно, хотела бы интегрироваться в европейское экономическое пространство, но какой ценой? Ведь, по сути, договор - это возможность Евросоюза получить доступ к российским ресурсам, к нашим трубопроводным системам, причем по внутрироссийским транзитным расценкам, а они существенно ниже европейских.

Тогда к единому мнению в Госдуме так и не пришли. Лишь констатировали, что относиться к ратификации договора надо осторожно, с позиций национальной безопасности.
И вот недавно в Женеве состоялось заседание рабочей группы по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Одним из главных "раздражителей" для европейских чиновников, как, впрочем, и ожидалось, вновь стала разница в цене на "голубое топливо", продаваемое нашей страной в ближнее и дальнее зарубежье, а также система обложения российского газа, поставляемого в бывшие советские республики, налогом на добавленную стоимость (НДС).
В чем суть претензий? Газпром и независимые российские производители поставляют газ, к примеру, в Украину и Грузию по цене раза в полтора ниже, чем, скажем, в Германию и Польшу. В этом партнеры по переговорам о вступлении России в ВТО усматривают дискриминацию. Они также настаивают на прекращении взимания НДС при поставке газа нашим ближайшим соседям - в Белоруссию. Представители России на это возражают: цена газа в каждой стране определяется условиями рынка и платежеспособностью покупателей.
- Весь этот спор о разнице цен на газ для стран СНГ и стран, входящих в Европейский союз, - не более чем политический пинг-понг, - так прокомментировал ситуацию глава российской делегации на переговорах в Женеве Максим Медведков.
Хотя, конечно, не все так просто. Позиция ЕС тоже по-своему логична. На "той стороне" опасаются, что Россия, обладающая 70 процентами всех разведанных запасов газа, лет через 10-15 может стать монополистом на европейском рынке.
Что ж, возможно, так и будет. Норвежские и британские континентальные и шельфовые месторождения отнюдь не столь перспективны, а алжирские - далеки географически. Такова реальность, которую надо учитывать европейским покупателям газа.
Крупнейший из них - Германия. Бывая в этой стране, я не раз имел возможность убедиться, что немецкие партнеры гораздо лучше брюссельских чиновников понимают ситуацию на газовом рынке Европы и во многом разделяют принципиальные позиции России. Это подтверждает прошедшая в Брюсселе деловая встреча генерального директора "Газэкспорта" Александра Медведева и председателя директората немецкой газотранспортной компании ВИНГАЗ Райнера Зеле с вице-президентом Европейской комиссии Лойолой де Паласио. На встрече констатировали: Россия была и остается главным поставщиком газа на европейский рынок, ибо основные запасы "голубого топлива" находятся в нашей стране. Инвестировав за последние годы несколько миллиардов долларов в топливно-энергетический комплекс, Газпром значительно повысил надежность энергоснабжения Европы.
В то же время А.Медведев и Р.Зеле заявили, что считают недальновидной политику тех, кто предлагает в ущерб газодобытчикам снизить цены на природный газ на границе со странами ЕС. Это приведет к увеличению факторов риска для производителей, заставит их искать альтернативные рынки.
Что касается декларируемой Брюсселем идеи либерализации национальных рынков газа, то, по мнению А.Медведева и Р.Зеле, этот противоречивый процесс развивается в опасном направлении, когда благая цель либерализации фактически теряется, а такие основополагающие устои рыночной экономики, как свобода предпринимательства и защита собственности, более не гарантируются. К тому же курс, взятый некоторыми европейскими чиновниками, чреват тем, что испытанные годами опорные элементы энергоснабжения - разумные цены, экологически приемлемое использование ресурсов и надежность газоснабжения - могут быть подорваны из-за чрезмерного административного рвения брюссельской бюрократии.
P.S.
По некоторым сведениям, Россия близка к компромиссу в согласовании с Европейским союзом вопросов ценообразования на нефть и газ, являющегося самым серьезным препятствием на переговорах о вступлении нашей страны в ВТО. Москва по-прежнему выступает против того, чтобы делать либерализацию условием для вступления в ВТО, однако список разногласий между двумя сторонами уже умещается на одной странице, тогда как в прошлом году он занимал 15 страниц.
Новый раунд переговоров пройдет, как ожидается, в воскресенье. Участники переговоров надеются наметить контуры взаимоприемлемого соглашения к саммиту ЕС - Россия, который начнется 21 мая.