ПОРА ДЕЛИТЬСЯ

Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму ряд законопроектов по налоговой реформе. Речь идет прежде всего о предложениях, касающихся изменения экспортных пошлин на сырую нефть и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В частности, предлагается изменить шкалу взимания экспортной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. Если они не будут превышать 18 долларов за баррель, то пошлина не изменится. Но если цены на "черное золото" достигнут 24 долларов, дополнительные изъятия с нефтяных компаний могут составить миллиард долларов, а при цене 27 долларов - два миллиарда.
В последние месяцы на мировом рынке сложилась устойчивая цена на "черное золото", превышающая отметку 30 долларов за баррель, и, по оценкам экспертов, она продержится еще долго. Этому способствует, с одной стороны, затянувшаяся война в Ираке, с другой - растущий спрос со стороны Китая. Однако ситуация на мировом нефтяном рынке все же может измениться, спутав прогнозы, как это уже не однажды случалось. Поэтому методика расчета экспортной пошлины останется прежней: по итогам двух календарных месяцев проводится мониторинг цен и рассчитывается пошлина.
Повлияет ли изменение ставки налога на экспортную политику российских компаний - покажет время. Пока вывоз нефти из России увеличивается: в январе-феврале этого года объемы экспорта выросли на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили почти 38 миллионов тонн.
Вторая сторона "нефтяной медали", оказавшаяся в центре внимания правительства, - НДПИ также имеет тенденцию к изменению. С января 2005 года планируется повысить налог на добычу полезных ископаемых в отношении нефти с 347 до 400 рублей за тонну. Причем в формулу расчета ставки НДПИ предлагается заложить курс 29 рублей за доллар.
По мнению экспертов, такое повышение принесет в государственный бюджет несколько сот миллионов долларов дополнительно. Например, при цене на нефть 24 доллара за баррель - 414 миллионов у.е., а при цене 27 долларов- 616 миллионов.
Однако возникает вполне резонный вопрос: многие ли нефтяные компании в состоянии выдержать новое налоговое бремя? Ведь до сих пор в России действует единый налог на добычу полезных ископаемых, пролоббированный в свое время депутатами по настоянию ЮКОСа. Этот налог не учитывает геологических и географических особенностей месторождений, условий работы на них. Кроме того, формально он уравнивает крупные вертикально интегрированные компании со средними и малыми, а фактически - перекрывает кислород малому и среднему бизнесу. И неудивительно, что малая "нефтянка" сворачивает деятельность: если в 1994 году на ее долю приходилось 16 процентов добычи нефти, то в 2003-м - всего восемь.
Специалисты убеждены: прежде чем повышать ставку НДПИ, нужно решить вопрос о введении дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых.
В понедельник в Госдуме состоятся парламентские слушания по правовым и социально-экономическим аспектам применения системы дифференцированного налогообложения в природно-ресурсном секторе, где, конечно, пойдет речь и о новых предложениях правительства.