09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОМИНАЛЬНАЯ СИРЕНЬ

Их становится все меньше - вековых "дворянских гнезд", где жили представители знатных семей, чьи ратные деяния, свершения на ниве литературы, искусства, науки являются той опорой, что не давала сгинуть России в самые сложные моменты ее истории. Поэт недаром сказал: "Наши мертвые нас не оставят в беде!" Да, не оставят, если мы сохраним то, что можно сохранить, если не будем обреченно охать, видя, как на наших глазах умирает прошлое в образе забитых церквей, заболоченных прудов, погибающих парков. Неужели придет тот день, когда от богатства, завещанного нам предками, останутся лишь названия? Одно из них - "Пальна-Михайловка".

Этой усадьбой начиная с конца ХVIII века и вплоть до 1917 года владели знатные дворяне Стаховичи. В ее обустройстве принимал участие знаменитый архитектор Витберг, спроектировавший барский дом по канонам русского ампира. В парке за господским особняком благоухали клумбы, манили беседки. Но особенно гордились хозяева пирамидальными дубами-великанами, будто охранявшими этот благословенный уголок черноземного подстепья: именно дубы изображены на гербе Становлянского района Липецкой области, куда входит ныне село Пальна-Михайловка.
Кто из знаменитостей не навещал Пальну, влекомый не только ее живописностью, но и радушием, талантливостью Стаховичей? Шутка ли сказать: сюжет "Холстомера" Толстому подарил Михаил Стахович. Популярный драматург, автор ряда пьес, с успехом шедших на сценах российских театров, он записывал и издавал народные песни, увлекался краеведением. Перелистаем хотя бы две страницы из романа о семье Стаховичей, написанного самой жизнью. Первая - Пальна и Илья Репин. Вторая - Пальна и Константин Станиславский.
Великий живописец впервые посетил Пальну в 1891 году. Впоследствии Репин не раз благодарил судьбу за то, что она привела его в имение, где он испытал высокое и светлое чувство к очаровательной Софье Стахович. До глубокой старости вспоминал художник свою первую встречу с ней. Он не скрывал откровенной влюбленности в Софью и не мог не написать ее портрет. То полотно, по мнению одного видного художника, относится "к высшим достижениям репинского искусства вообще". Лик Софьи Стахович многие годы украшал репинские Пенаты. В 1913 году Репин подарил портрет "оригиналу". Всякий раз, бывая в Пальне, художник рисовал портреты, пейзажи. Запечатлел и красоту усадебного парка - "Пальна. Вид с балкона", перед которой замирали посетители выставок.
А Софья Стахович, очень ценившая восторженное отношение к ней великого художника, прожила долгую, полную не только благих порывов, но и трудов жизнь. Находясь в близких отношениях с семьей Толстого, сразу же после его смерти деятельно взялась за создание толстовского музея в Москве. Она же подготовила к изданию огромную переписку писателя, вошедшую в Полное собрание его сочинений.
В следующей странице из прошлого Пальны-Михайловки речь пойдет об Алексее Стаховиче - родном брате Софьи Александровны. Он сделал сразу две карьеры: на военном поприще и на артистическом. В те годы будущий художественный театр Станиславского существовал как любительское "Общество искусства и литературы". В спектаклях "Общества" играли Константин Станиславский, Мария Андреева и другие актеры, ставшие со временем корифеями МХАТа. Однажды за кулисы к "любителям" пожаловал молодой красивый офицер, адъютант московского генерал-губернатора Великого князя Романова Алексей Стахович. Восхищенный только что увиденным спектаклем, он испросил у Станиславского позволения "стать другом талантливого коллектива". Станиславский встретил влиятельного офицера-аристократа с распростертыми обьятиями. Спустя годы Константин Сергеевич так охарактеризовал роль Стаховича в становлении МХАТа: "Он придал театру складку благородства... "
"... Несмотря на успешные гастроли за рубежом, несмотря на то, что иностранцы дали нам патент первого театра мира,- с горечью сообщал Станиславский Стаховичу в 1906 году,- у нас едва хватает денег на текущие расходы... Труппа может разойтись в один день, но вторично собрать ее невозможно ни за какие деньги... ". И Стахович в очередной раз спасает театр, вложив в него свои собственные капиталы и те, что предоставили ему члены его семьи. После войны с Японией он уходит в отставку в чине генерал-майора и поступает... актером во МХАТ, успев там вполне успешно сыграть несколько ролей в пьесах российских и зарубежных драматургов. Но разразилась революция 1917 года, и Алексей Александрович, почувствовав себя лишним на чужом празднике, покончил с собой...
Таково вкратце прошлое Пальны-Михайловки. А каково ее настоящее? Походишь-посмотришь - и сердце кровью обливается. В барском особняке расположилась какая-то "общага" со всеми присущими ей атрибутами: обшарпанными стенами, запахами подгоревшей рыбы и мокрых тряпок. Еле держится кое-как и кое-чем подпертый балкон, тот самый, откуда Репин рисовал Пальну ХIХ века. Прошлым летом сюда приезжала гражданка Франции Анастасия Рэ - она из четвертого, родившегося в эмиграции поколения Стаховичей. Госпожа Рэ приехала поклониться родине своих предков с тремя сыновьями и четырьмя внуками. Зная, что Пальна-Михайловка входит в реестр памятников истории и культуры, охраняемых государством, она не ожидала увидеть такого запустения. Не удалось русской француженке осуществить свою заветную мечту - подпитаться жизненной энергией от знаменитых пальновских дубов, которых осталось совсем мало. Да и к тем, что остались, не пробиться сквозь оккупировавшие сад и весь парк дикие заросли американского клена.
Разговоры о восстановлении и сохранении этого "дворянского гнезда" ведутся давно и пылко - и на районном, и на областном уровнях, но сдвигов никаких. Не оправдались надежды на энтузиастов и богатых инвесторов: они не такие уж альтруисты, чтобы вкладывать деньги в проекты, не сулящие быстрых прибылей. Век новых Третьяковых и Морозовых, видно, еще не наступил и вряд ли скоро наступит. Государственных же денег, как водится, не хватает.
А в России - снова весна, и там, где когда-то стояли дворянские усадьбы, вновь поминально зацветает сирень, а в остатках старинных парков, украшавших лермонтовские и бунинские места в Васильевке, в Семидубравном, в Озерках, бурно зеленеют почти непролазные кущи все того же американского клена - сорного дерева, разрастающегося со стремительной и пугающей быстротой.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников