ДОМОЙ ИЗ ПЕКЛА

Вчера по решению правительства России из Ирака началась эвакуация наших соотечественников, а также работающих по российским контрактам в этой стране граждан государств СНГ.

С подмосковного аэродрома "Раменское" взяли курс на Багдад три самолета МЧС РФ. ИЛ-62 и два транспортных лайнера ИЛ-76.
Три самолета поднялись в небо по предельно четкому графику - начиная с 10 часов по московскому времени, с интервалом всего в 10 минут. Точное расписание взлетов обусловлено решением, принятым российской стороной по согласованию с американскими оккупационными властями в Ираке. Или, точнее, по их требованию. У американцев с этим строго - на посадку и на взлет в аэропорту Багдада нашим самолетам дается по пять минут.
На борту транспортного Ил-76, на котором летит корреспондент "Труда", все необходимое для эвакуации наших граждан. Рядом со мной два медика "Центраспаса" Сергей и Алексей. Они говорят, что предусмотреть все, конечно, нельзя, но они взяли с собой лекарства, которые могут понадобиться в экстремальных случаях. И вообще все, что нужно для поддержания здоровья людей. Ведь многие из них испытали немалый стресс. Переживания главным образом связаны с недавним захватом в заложники специалистов компании "Интерэнергосервис".
Около 4 часов лету - и перед нами аэропорт Багдада, представляющий собой сегодня военную авиабазу. На взлетно-посадочной площадке не разрешают вести видеосъемку, фотографировать, пользоваться спутниковыми телефонами.
Спускаемся с борта по съемной лестнице - и сразу попадаем в пекло. Плюс 34 градуса и жгучий сильный ветер. К самолету Ил-62, прибывшему первым, уже выстроилась очередь. Подхожу. Люди не очень-то охотно отвечают на вопросы. Но некоторые становятся приветливыми, узнав, что я из Москвы, из газеты "Труд".
- Какое чувство у нас? - переспрашивает Владимир из Харькова. Он прораб по тепломеханическому оборудованию. - Двоякое: с одной стороны, рады, что возвращаемся домой. Но хотелось еще поработать. Я ведь всего полгода здесь пробыл на строительстве электростанции "Юсифия". Это недалеко от Багдада. Работали по контракту, заключенному с российским предприятием "Технопромэкспорт". Я и раньше здесь был, до войны.
- Есть с чем сравнить?
- До войны отлично было. А сейчас все в два раза дороже, особенно продукты. Но все-таки зарабатывали мы неплохо - не меньше 700 долларов в месяц чистыми.
- Переживали за наших, попавших в заложники?
- Очень. Ведь видели по спутниковому телевидению передачи. Сами бросились домой звонить, успокаивать родных.
- Как думаете, вернетесь сюда?
- Обязательно. Ситуация должна успокоиться. Американцам надо образумиться, они должны научиться правильно вести себя с иракцами. Ведь Восток - это дело тонкое. Мусульманский мир нельзя ворошить нахрапом. Отсюда - хаос, бандитизм. Мы уже с местными не так дружим, как раньше. Хотя отношения в целом хорошие.
Другой мой собеседник - россиянин Евгений из города Владимира - тоже работал на "Юсифии". Он четко отрапортовал, сколько дней здесь пробыл: 45.
- Жаль, - говорит он, - только начал. Всего на электростанции работали 370 человек, и все как один уезжают.
- Я вижу женщины есть, правда, они наотрез не хотят разговаривать...
- Их около 30. Ведь некоторые специалисты приехали с женами.
- А звуки войны до вас доносились?
- А как же! Но страшно не было. Кстати, сегодня, перед тем как к нашим домикам автобусы приехали, абсолютная тишина была: только птицы пели.
Вчера к 6 часам по московскому времени первый самолет принял на борт российских специалистов и представителей стран СНГ. Ил-62 взял курс на Москву. А люди продолжали занимать места в двух других самолетах. Наши улетали из багдадского пекла.