10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ВРАТЬ

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 16 Апреля 2005г.
Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) на днях попытался ответить на вопрос, который давно волнует общество: "Как перестать врать при итоговой аттестации школьников?" (Чего стоит, к примеру, ежегодная запредельная "урожайность" золотых медалей в республиках Северного Кавказа!) У нас ведь любой двоечник может успешно сдать экзамен.

Привычка скромно замалчивать реальную школьную успеваемость или напропалую приукрашивать ученические показатели идет, конечно же, из приснопамятного советского прошлого. Председатель комиссии по образованию Московской городской Думы Евгений Бунимович вспомнил, как в 70-е годы школы Ростовской области бросили клич: "Учиться без троек!" - и спустя два-три года дружно рапортовали о достигнутом результате. Могли бы, кстати, с таким же успехом дать зарок учиться без четверок. В течение многих лет на выпускных экзаменах во всей стране не было ни одной двойки по математике, потому что все знали: учитель, который посмеет поставить "неуд" даже самому безнадежному оболтусу, будет пригвожден к позорному столбу. Не тогда ли возник миф о самом лучшем в мире отечественном образовании? Неизвестно, сколько лет мы продолжали бы им питаться, не случись эксперимента по единому государственному экзамену, который вот уже пятый год кряду показывает: с заданиями по математике, подразумевающими наличие элементарных базовых знаний, не могут справиться 20 процентов 11-классников.
Комментируя этот, прямо скажем, малорадостный факт, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предположил, что в целом по стране число двоечников может составлять вообще 30 процентов, поскольку в эксперименте по ЕГЭ участвуют не все учебные заведения, а многие пока прячутся за традиционными выпускными экзаменами. И вот какую любопытную особенность подметил Ярослав Иванович: добрая половина молодых людей, имеющих в аттестате вместо заслуженных "двоек" компромиссные "трояки", благополучно - за взятки или на честной платной основе - поступают в вузы (в том числе и элитные), чтобы через пять лет пополнить ряды никому не нужных "специалистов".
Председатель Новгородского комитета образования Владимир Аверкин считает, что перекос с оценками начинается уже в начальной школе, где, как правило, 70 - 75 процентов детей учатся на четыре и пять. Куда же деваются все эти хорошисты и отличники на следующей ступени - в основной и старшей школе? Школьный обман приводит к тому, что ни один вуз, ни один техникум не верит школьным аттестатам и устраивает проверку знаний абитуриентов, в том числе и медалистов, по собственным правилам. Спасти положение, считает Аверкин, может только постоянный контроль качества среднего образования, причем буквально с 1-го класса. Кстати, в школе деревни Ильина Гора, где всего 37 учащихся, по инициативе областного комитета образования проходит регулярное тестирование с участием независимых экспертов, что позволяет получать объективную картину уровня знаний сельских ребятишек.
"Без единой системы контроля невозможно повысить качество школьного обучения", - согласилась с коллегой первый заместитель начальника Главного управления образования и науки Калининградской области Анастасия Хребтова. В ее регионе уже три года проходит эксперимент по введению единого госэкзамена, и проходит весьма успешно. Узнав, что в 2005-м ЕГЭ по-прежнему останется экспериментальным, там даже огорчились. В том числе и потому, что при таком статусе экзамена двоек на нем ставить нельзя. "Видели бы вы великовозрастных бездельников, которые, лишь заполнив "егэшные" бланки и даже не потрудившись прочитать задания, с хохотом удалились - ведь тройка каждому в любом случае обеспечена", - горько вздохнула Анастасия Ивановна.
Кто-то из выступавших ссылался на то, что в других странах (Англии, Франции) тоже примерно 20 процентов детей не справляются со школьной программой. Но там в отличие от нашей страны преподаватели делают все от них зависящее, чтобы ребята освоили учебный материал: уделяют им больше внимания и, если нужно, устраивают дополнительные занятия, причем бесплатные.
Подойдя к сакраментальному вопросу "что делать?", участники заседания РОСРО решили привлечь к его обсуждению широкую общественность. Варианты итоговой аттестации школьников, способные избавить "от лакировки действительности существуют пока в головах модернизаторов. Но уже на этом этапе разработчикам не следует забывать главный медицинский тезис: не навреди.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников