Привычка скромно замалчивать реальную школьную успеваемость или напропалую приукрашивать ученические показатели идет, конечно же, из приснопамятного советского прошлого. Председатель комиссии по образованию Московской городской Думы Евгений Бунимович вспомнил, как в 70-е годы школы Ростовской области бросили клич: "Учиться без троек!" - и спустя два-три года дружно рапортовали о достигнутом результате. Могли бы, кстати, с таким же успехом дать зарок учиться без четверок. В течение многих лет на выпускных экзаменах во всей стране не было ни одной двойки по математике, потому что все знали: учитель, который посмеет поставить "неуд" даже самому безнадежному оболтусу, будет пригвожден к позорному столбу. Не тогда ли возник миф о самом лучшем в мире отечественном образовании? Неизвестно, сколько лет мы продолжали бы им питаться, не случись эксперимента по единому государственному экзамену, который вот уже пятый год кряду показывает: с заданиями по математике, подразумевающими наличие элементарных базовых знаний, не могут справиться 20 процентов 11-классников.
Комментируя этот, прямо скажем, малорадостный факт, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предположил, что в целом по стране число двоечников может составлять вообще 30 процентов, поскольку в эксперименте по ЕГЭ участвуют не все учебные заведения, а многие пока прячутся за традиционными выпускными экзаменами. И вот какую любопытную особенность подметил Ярослав Иванович: добрая половина молодых людей, имеющих в аттестате вместо заслуженных "двоек" компромиссные "трояки", благополучно - за взятки или на честной платной основе - поступают в вузы (в том числе и элитные), чтобы через пять лет пополнить ряды никому не нужных "специалистов".
Председатель Новгородского комитета образования Владимир Аверкин считает, что перекос с оценками начинается уже в начальной школе, где, как правило, 70 - 75 процентов детей учатся на четыре и пять. Куда же деваются все эти хорошисты и отличники на следующей ступени - в основной и старшей школе? Школьный обман приводит к тому, что ни один вуз, ни один техникум не верит школьным аттестатам и устраивает проверку знаний абитуриентов, в том числе и медалистов, по собственным правилам. Спасти положение, считает Аверкин, может только постоянный контроль качества среднего образования, причем буквально с 1-го класса. Кстати, в школе деревни Ильина Гора, где всего 37 учащихся, по инициативе областного комитета образования проходит регулярное тестирование с участием независимых экспертов, что позволяет получать объективную картину уровня знаний сельских ребятишек.
"Без единой системы контроля невозможно повысить качество школьного обучения", - согласилась с коллегой первый заместитель начальника Главного управления образования и науки Калининградской области Анастасия Хребтова. В ее регионе уже три года проходит эксперимент по введению единого госэкзамена, и проходит весьма успешно. Узнав, что в 2005-м ЕГЭ по-прежнему останется экспериментальным, там даже огорчились. В том числе и потому, что при таком статусе экзамена двоек на нем ставить нельзя. "Видели бы вы великовозрастных бездельников, которые, лишь заполнив "егэшные" бланки и даже не потрудившись прочитать задания, с хохотом удалились - ведь тройка каждому в любом случае обеспечена", - горько вздохнула Анастасия Ивановна.
Кто-то из выступавших ссылался на то, что в других странах (Англии, Франции) тоже примерно 20 процентов детей не справляются со школьной программой. Но там в отличие от нашей страны преподаватели делают все от них зависящее, чтобы ребята освоили учебный материал: уделяют им больше внимания и, если нужно, устраивают дополнительные занятия, причем бесплатные.
Подойдя к сакраментальному вопросу "что делать?", участники заседания РОСРО решили привлечь к его обсуждению широкую общественность. Варианты итоговой аттестации школьников, способные избавить "от лакировки действительности существуют пока в головах модернизаторов. Но уже на этом этапе разработчикам не следует забывать главный медицинский тезис: не навреди.