"КИЕВ" ПРОЦВЕТАЕТ, "МИНСК" ОБАНКРОТИЛСЯ

Как только машина выехала за пределы зоны экономического развития крупного китайского города Тяньцзинь, что неподалеку от Пекина, так в дымке на горизонте показался силуэт военного корабля. Еще минут десять езды по петляющей среди пустыря дороге - и вот она, территория парка "Мир авианосца "Киев".

После двухлетних восстановительных работ на судоремонтном заводе городка Шаньхайгуань этот тяжелый авианесущий крейсер, бывший флагман отечественного Северного флота, отбуксирован в предместье Тяньцзиня, где стал главным объектом создаваемого здесь военно-патриотического музея вкупе с туристско-развлекательным комплексом.
По широкому стальному трапу поднимаюсь на палубу. До закрытия парка остается менее часа, и посетителей можно пересчитать по пальцам - в основном это группы китайских офицеров, внимательно слушающих экскурсовода. Они тут же фиксируют появление иностранца и языком жестов выразительно просят отвести нацеленный на них объектив фотоаппарата в сторону - мол, не положено.
С первого взгляда видно, что процесс возрождения "Киева", его превращения из груды металла в туристическую достопримечательность идет полным ходом. Из 120 тысяч квадратных метров корабельных помещений восстановлена пока лишь треть. Некоторые отсеки - как, например, торпедная часть, жилые и хозяйственные блоки - уже открыты для доступа посетителей, во многих других еще идут работы. Общая стоимость проекта оценивается в полмиллиарда юаней (примерно 60,5 млн. долларов).
Прохожу через маленький кинозал, где демонстрируется видеоролик об истории авианосных кораблей, и спускаюсь в просторный ангар. Оборудованная там сцена, обитая плотной темно-красной материей, пустует - художественные коллективы из России приедут позднее, на майские праздники. С удивлением осматриваю выставленные чуть поодаль макеты американских вертолета "Апачи" и самолета-невидимки F-117 "Стеллс", а также новейшего китайского истребителя "Цзянь-10". Сопровождающий в униформе, один из полутора тысяч сотрудников тяньцзиньской туристической компании, поясняет, что по соображениям государственной безопасности данная модель существенно отличается от оригинала. Понимающе киваю головой и вслед за ним выхожу на палубу.
Здесь, ближе к корме, стоят как вкопанные пять "мигов" и один вертолет - все китайского производства. Раздобыть полагающиеся по штатному расписанию 12 самолетов Як-38 и 21 вертолет Ка-25 и Ка-27 новым хозяевам корабля, увы, не удалось, уточняет мой гид. Основная ударная мощь - скорострельные пушки, ракетные системы и установки для метания глубинных бомб сосредоточены в носовой части, однако задувающий с моря пронзительный студеный ветер вынуждает сократить эту часть экскурсионной программы.
К выходу с авианосца ведут длинные запутанные коридоры. По пути попадается дюжина торговых лотков, где продается все что угодно - от сухофруктов и пластиковых бутылок с зеленым чаем до миниатюрных моделей кораблей, матрешек и прочих сувениров из серии "российских" товаров. Попутно заглядываем в зал, целиком отведенный под экспозицию значков с образом Мао Цзэдуна, - по замыслу организаторов, присутствие "великого кормчего" призвано усилить эффект патриотического воспитания китайских граждан...
Даже за целый день осмотреть весь "Киев" весьма непросто. Неудивительно, что для желающих досконально изучить авианесущий крейсер планируется создать прямо на корабле с полсотни комфортабельных гостиничных номеров класса "люкс". А в трехстах метрах от причала развернулось строительство фешенебельного отеля "Цзиньсин" коттеджного типа.
Если в будние дни на борт "Киева" поднимаются порядка 300 - 400 посетителей, то в первые, праздничные, недели мая и октября число экскурсантов зашкаливает за 10 тысяч ежедневно. Ко времени выхода на полную мощность этого проекта, соединившего интересы коммерческой выгоды с идеей патриотического воспитания, поток гостей, убеждены тяньцзиньские предприниматели, как минимум удвоится.
Между тем агентство Синьхуа поведало о решении китайского суда признать банкротом компанию, владеющую сородичем "Киева" - однотипным тяжелым авианесущим крейсером "Минск". С осени 2000 года бывший флагман Тихоокеанского флота служил центральным объектом военно-патриотического музея в пригороде крупного южнокитайского города Шэньчжэнь, что по соседству с Гонконгом. Корабль продолжает принимать посетителей, однако находится под внешним управлением, то есть вся получаемая прибыль идет на погашение долгов его бывших хозяев. Владельцы "Киева" уверены, что участь "Минска" им не грозит...