ОТ МАГАСА ДО ЕС РУКОЙ ПОДАТЬ

Столицу Ингушетии Магас посетила делегация Европейского союза. Гости интересовались ситуацией, проблемами вынужденных переселенцев. Президент Мурат Зязиков сообщил, что в Ингушетии реализуется программа возвращения русскоязычного населения, покинувшего республику в начале 90-х годов в связи с напряженной политической ситуацией.

По его словам, положение хотя и медленно, но меняется. К концу 2006 года вступят в строй около 50 промышленных предприятий, что позволит в условиях высокой безработицы создать дополнительно более 40 тыс. рабочих мест. Решение проблемы занятости населения является одной из ключевых задач для республики. Глава делегации Еврокомиссии Юг Мингарелли, курирующий отношения с Россией и странами СНГ, сообщил, что эксперты намерены рассмотреть возможность участия Запада в программах восстановления экономики республики.
А проблем, конечно, хватает. Но, как отмечают наблюдатели, в том числе западные, наметилось определенное движение вперед. Своеобразным символом стало возвращение ингушского ученого Магомеда Сагова, работавшего в последние годы в странах Западной Европы. Он изобрел принципиально новый биохимический мультифазный насос, который для нефтяников стал технической сенсацией. Сагов убедил компанию, в которой работает, испытать первый образец насоса на нефтепромыслах Ингушетии. Выяснилось: добывать сырье благодаря новинке можно на тех месторождениях, где традиционные насосы непригодны. Эксперты говорят, что изобретение позволит модернизировать нефтяной комплекс Ингушетии, привлечь новых зарубежных инвесторов.
Этот характерный эпизод опровергает мнение о том, что после теракта в Беслане будто бы весь Северный Кавказ потерял инвестиционную привлекательность. Собственно, визит делегации ЕС в Магас тому подтверждение. Моя командировка в Ингушетию совпала с приездом гостей из Евросоюза. Мне тоже пришлось услышать рассказы о боевиках, о терактах. И о том, что после Беслана производственный сектор республики лишился части инвестиций. Первыми тогда отступили осторожные норвежцы. Масштабный проект на строительство нескольких гидроэлектростанций, суливший немалые выгоды обеим сторонам, законсервировали. Но негативные примеры, как мне стало ясно, не являются правилом. Возможно, потому, что Ингушетия все же живет по законам мирной жизни. Не роют здесь окопы, не закладывают мины. Зато я видела строящиеся школы, дома, новые дороги.
Излишний оптимизм, понимаю, вредит делу. И все же, когда я направлялась в Магас, ожидала услышать о проблемах другого характера. Признаюсь: ехала как на войну. А мне тут рассказывают не о боях, а о том, что республике пока еще не хватает средств, что она остается дотационной. Трудности есть, но это перипетии мирной жизни. Со мной делились мыслями о том, как изменить ситуацию. Приоритетными отраслями хотят сделать машиностроение, топливно-энергетическую промышленность, строительную индустрию, а также пищевую отрасль, основанную на производстве и переработке местной сельхозпродукции. Их развитие, говорят специалисты, позволит наладить нормальную жизнь.
Это чувствуют и иностранные эксперты. Место инвесторов, которые испугались трудностей, занимают новые. Турецкие компании, например, проявили интерес к строительству жилья. Только во втором и третьем микрорайонах Магаса возводят более двухсот домов.
Да и вообще республика превратилась в сплошную стройку. Весной запускают новый Назрановский завод электродвигателей. Возводится единственный на Северном Кавказе завод антенно-мачтовых сооружений и средств связи. Открытие намечено на начало мая.
К сожалению, финансовые трудности Ингушетии не позволяют развивать строительство еще энергичнее. Справка, которую я получила в местной администрации, говорит: к концу минувшего года задолженность федерального центра по содержанию иммигрантов из Северной Осетии составила 82 миллиона рублей, а беженцев из Чечни - почти 400 миллионов. Фантастический уровень безработицы - 67,7 процента - стал мрачной реальностью. Тем более возрастает значение новых предприятий.
Ну и, конечно, надежда на нефть. В Ингушетии она элитная. Как говорят эксперты - легкая, с низким (до 0,5 процента) содержанием серы. Правда, в последние десять лет республика эксплуатировала только старые, давно освоенные месторождения. Но трудные времена, кажется, уходят. Есть надежда, что изобретение ингушского ученого позволит республике сделать рывок.
- Мы хотели бы оказать реальную поддержку экономике Ингушетии, - сказал глава делегации ЕС.
Это знаковая фраза.