Алексей Гуськов: «Считаю себя штучным человеком»

Известный российский актер не боится повторов

В психологическом триллере ирландского режиссера Джонни О’Рейли «Прячься!» Алексей Гуськов играет следователя. Продюсеру картины Сергею Сельянову настолько понравилось, как актер сыграл неуемного и бескомпромиссного сыщика в мистическом триллере «Тот, кто гасит свет», что он пригласил его на аналогичную роль. Алексей Гуськов рассказал «Труду», почему он не боится повторов.

 — Ваш следователь в фильме «Прячься!» добрый или злой?

— Не люблю разделять людей на хороших и плохих, добрых и злых, потому что в каждом человеке есть все — и черное, и белое. Когда я читаю интервью мировых звезд, то обращаю внимание, что в роли их прежде всего привлекает характер и поступки героя. Мне ближе такой подход к роли, а не моральный облик персонажа. Сейчас все ищут героя. Даже в Госдуме прямо-таки требуют: «Дайте нам героя, дайте!» Телевидение в качестве героев предлагает бесконечных ментов или пожарных. Но искать героев среди представителей той или иной профессии бессмысленно. Почему, на мой взгляд, такими неудачными получились современные картины «Личный номер» и «Код апокалипсиса» — потому что были заказухой тех ведомств, которым вздумалось, чтобы у них были свои герои. Молодежь сейчас не привлечешь никакими декларациями. Теперь их даже мышцами героя в кино не заманишь. В мировом кинематографе герой теперь не Арнольд Шварценеггер, а Шон Пенн. Поменялись приоритеты, а мы все еще пытаемся впрыгнуть в какой-то обветшалый вагон допотопного паровоза, куда подбрасываем и подбрасываем угольку, в то время как весь мир уже мчится на скоростных поездах.

— Вам известен рецепт, как снимать серьезные картины с позитивным началом, чтобы они были и фестивальные, и зрительские? Чтобы собирали кассу и вместе с тем были явлением?

— Только в день показа становится понятно, принята картина зрителем или нет. У нас нет киноиндустрии, мы продолжаем делить государст-венные деньги, ничего не возвращая. Очень трудно угадать процессы, происходящие в обществе, и правильно их отобразить. Что же касается меня, то стараюсь петь своим голосом в меру своего таланта, профессионализма и не фальшивить. Как артист я отвечаю за свою работу в рамках роли, а не всего фильма. Когда ругают картину с моим участием, то прошу предъявлять претензии ко мне исключительно как к актеру.

— Сейчас вы больше заняты как актер. Продюсерскую деятельность отложили до более благоприятных времен?

— Я всегда совмещал одно с другим. Недавно подписал контракт о сотрудничестве с немецкой компанией, которая снимала знаменитую картину Микаэля Ханеке «Белая лента». Мне вообще интересно работать с иностранными режиссерами, потому что у них другой менталитет, они более независимы в своих суждениях и — да-да! — свободны от установок, стереотипов. На меня огромное впечатление произвело участие в совместном с Францией проекте — фильме «Концерт» режиссера Раду Михайлеану. В картине я играю русского дирижера. Что касается фильма «Тот, кто гасит свет», то продюсер Сергей Сельянов задумал его как первый в России триллер. Я старался внести какую-то метафизику в роль, чтобы история получилась обобщенной, эпической. То же самое я попытался сделать и в триллере Джонни О’Рейли «Прячься!». Как мне кажется, у нас наконец-то получилось кино, которое не оставляет зрителя равнодушным. Это развлечение, правда, не для слабонервных, и разговор о вечном. Зрителю уже недостаточно просто поржать, хотя это и остается главной приметой нашего кинематографа.

— Не боитесь повторов в ролях? Все-таки сыграли двух следователей подряд.

— Но между следователями был дирижер. Причем идеалист, романтик, настоящий герой! Для роли в фильме «Концерт» я много чему научился. И не только тому, как правильно держать дирижерскую палочку. Вот французский наконец-то выучил. А повторов я не боюсь. Во-первых, потому, что считаю себя штучным человеком, а во-вторых, много придумываю для своих персонажей. Я их всех создаю заново, поэтому повторы невозможны.