«Воскресение Христово, дай жениха хорошего!»

Так в старину шептали девушки во время пасхальной службы

Многие считают этот праздник самым главным. Наши прадеды, бывало, говорили: Пасха красная. Ведь, согласно христианским верованиям, на Пасху отмечается воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи, а воскреснув, дал всякому человеку надежду на жизнь после смерти.

Торжества, связанные с Пасхой, имеют свои правила. Часть из них пришла на Русь из других стран, другие – местного происхождения.

Хлеб освящали даже в войну

Одним из главных предметов пасхального застолья всегда был кулич. Многовековая традиция, предписывающая верующим в Страстную субботу обязательно освящать его в церкви, соблюдалась в нашей стране даже в самые суровые времена. Вот что вспоминал очевидец о том, как готовились отмечать Пасху москвичи военной весной 1942 года:

«Вдруг в 6 часов утра в субботу 4 апреля утреннее радио неожиданно для всех началось сообщением о распоряжении коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на 5 апреля... Около Елоховского собора оживленный людской рокот и большой, опоясавший громадное церковное строение, хвост. В правом приделе, в мерцании свечей, в тусклом свете, что проникает через узкие стекла окон, уже приготовленных к ночному затемнению, происходит церемония освящения куличей, пасох и яиц. У многих не хватило ни усилий, ни времени, чтобы приготовить все это великолепие пасхального дня. Но пасхальный хлеб, благословленный священником, должен быть в доме верующих. И вот стоит женщина с караваем обыкновенного белого хлеба, купленного в магазине. Рядом с ней седовласый старец держит в салфетке десяток сухарей. А вот в углу, в отдалении от всех, стоит маленькое, робкое семилетнее существо. В ее тонких ручонках, на обрывке вчерашней газеты – кусок серого пшеничного хлеба с воткнутой в него свечкой. Священник благословляет и этот смиренный пасхальный хлеб...»

Роспись по скорлупе

Еще к Пасхе готовят раскрашенные яйца. В старину считалось, что их цвет обязательно должен быть красным. По преданию, Мария Магдалина поднесла императору Тиберию в дар красное яйцо (красный цвет – символ крови, пролитой Иисусом на кресте) с приветствием «Христос воскрес!»

Узоры на хрупкую скорлупу раньше наносили не кисточкой, а шпилькой, гусиным пером или даже разломленной пополам вильчатой косточкой из петушиной грудки. Закончив работать с очередным цветом, мастерица аккуратно закрывала все покрытые им участки росписи мягким воском (чтобы потом случайно не «наехать» на них другой краской). В конце концов яйцо оказывалось сплошь залепленным восковыми «заплатками». Тогда его подносили к пламени свечи, и происходило настоящее чудо: тусклый воск плавился, стекал, открывая яркое разноцветье.

Популярны были народные методы раскрашивания яиц. Один из самых распространенных способов, существующих уже столетия, – варить их в отваре луковой шелухи. А чтобы украсить яйцо еще и узором без помощи кисточек, наши хитроумные прабабушки приспособились плотно привязывать к яйцу листья петрушки, укропа. Их рисунок при «луковой» варке четко отпечатывался на скорлупе.

А вот другой народный способ. Вымытые и высушенные яйца обвязать яркими цветными нитками, положить в кастрюлю и варить минут 15–20. В результате краска с ниток перейдет на скорлупу, и она будет иметь красивый мраморный рисунок.

В царской России художественным расписыванием по яичной скорлупе занимались в монастырях, в сестринских общинах, в художественных мастерских. Такие яйца называли в народе «писанками», «крашенками». На протяжении веков сохраняется обычай, согласно которому яйца следует красить в Страстной четверг. А в Страстную субботу, накануне праздника, их несут в церковь, чтобы освятить.

К высочайшему христосованию допускали не всех

На протяжении первой пасхальной недели у православных принято поздравлять друг друга – христосоваться. Наши предки после троекратного целования обязательно «отдаривались» крашеными яйцами. Даже царь в Российской империи лично христосовался со своими подданными. Но не со всеми, конечно. Для «пасхальной аудиенции» специально отбирали представителей разных «несостоятельных» слоев общества. Были здесь крестьяне, фабричные рабочие, гимназисты, отставные солдаты...

Перед тем как допустить человека к столь тесному общению с императором, полиция проверяла не только его благонадежность, но и здоровье – чтобы при поцелуях царь не подцепил какой заразы. На протяжении всей процедуры «высочайшего христосования» рядом с Его Величеством стоял слуга, держа корзинку со специально подготовленными для такого случая «писанками», которые государь и вручал визитерам.

В обиходе пасхальные яйца дарили порой с особым подтекстом. Например, если девушка на праздничном гулянье преподносит «крашенку» своему ухажеру, значит, она согласна выйти за него замуж. А женщины, страдающие бесплодием, старались подарить раскрашенные яйца детям. Считалось, что в этом случае Бог пошлет прибавление в семействе.

Колокольный перезвон

Третье из числа непременных угощений, приготовляемых к Христову Воскресенью, – сладкая пасха. В русских семьях хозяйки придумали много разных видов этого творожного шедевра: сливочная – из сливок, «красная» – из топленого молока, «розовая» – с малиновым вареньем, пасха на желтках, пасха с мукой... Чтобы красиво оформить такое угощение, наши бабушки использовали деревянные пасочницы – разборные ящички в виде усеченной пирамиды (как говорили, такая пасочница символизирует Гроб Господень). На внутренней стороне дощечек вырезали буквы «ХВ» (то есть «Христос воскрес»), изображение креста, цветов... Эти рисунки и надписи рельефно отпечатывались потом на готовой пасхе.

В первый день праздника с раннего утра над российскими городами и селами звенели колокола. Звонили во всех церквях и монастырях. По традиции на Пасху разрешено любому желающему подняться на колокольню и ударить в колокол. Конечно, в неумелых руках колокола звучали не слишком-то мелодично, однако этот водопад звуков все равно поддерживал всеобщее праздничное настроение.

На пасхальных гуляньях существовал обычай устраивать игры с яйцами. Например, в деревнях их катали. Выбирался небольшой ровный участок земли, утаптывался, чтобы получилась ровная площадка, в земле делались неглубокие ямки. В них раскладывали «писанки», которые приносил каждый из участников. Задачей игрока было выкатить понравившееся ему яичко из лунки при помощи специального тряпичного мяча со сплющенными боками.

И так бывало

Дата наступления Пасхи определяется по правилу, которое было установлено в 325 году, на Первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никее. Согласно «Никейскому закону» Пасху христианам следует отмечать в первое воскресенье после весеннего полнолуния и обязательно – после иудейской Пасхи. Поэтому празднование выпадает по новому стилю на один из дней в период с 4 апреля по 8 мая.

***

Еще лет 150 назад в народе существовала традиция, согласно которой на пасхальной неделе старики, расчесывая волосы, обращались к высшим силам с просьбой послать им столько внуков, сколько волосинок на голове. А девушки во время пасхальной службы тихонько шептали: «Воскресение Христово! Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади».