27 апреля 2017г.
МОСКВА 
5...7°C
ПРОБКИ
9
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.97   € 62.17
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ

Бадаева Евгения
Опубликовано 01:01 16 Мая 2001г.
Вопрос о введении в России повременной оплаты за местные телефонные разговоры является одним из наиболее обсуждаемых, никого не оставляя равнодушным - ни абонентов телефонной сети, ни связистов, ни местные власти. Однако пока на различных уровнях идет обсуждение новой системы, в целом ряде городов России (а точнее, уже в 200 населенных пунктах) повременная система оплаты за услуги телефонной сети действует, и уже не первый год.

В Мордовии "повременка" стала внедряться с декабря 1994 года. В столицу республики - Саранск отправился наш корреспондент, чтобы на месте разобраться в ситуации, выслушать руководителей республики и связистов, выяснить мнение простых людей о нововведении.
Как рассказал генеральный директор ОАО "Связьинформ" Мордовии Иван Шубин, новая система вводилась поэтапно. Вначале станции оснащались аппаратурой повременного учета. Была подготовлена автоматизированная система, позволяющая обеспечить сбор и обработку информации с телефонных станций, распечатку счетов, учет оплат. Заработала бесплатная служба информации, позвонив в которую абоненты могли узнать об обоснованности начислений, о тарифах, порядке оплаты и получить распечатку звонков.
При этом важную роль сыграли местные средства информации. Именно благодаря позиции СМИ, считают связисты, население уже заранее знало и о сроках перевода соответствующих станций на повременный учет, и о самой сути "повременки". Первыми испытали на себе "повременку" жители одного из спальных районов - здесь на новую систему перевели телефонную станцию на 10 тысяч номеров.
Конечно, первоначально не обошлось без претензий со стороны абонентов. Однако, как рассказали сами жители, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "Труда", наибольшую роль здесь сыграла, скорее, неизвестность - мало кто с уверенностью мог сказать, чего ожидать от новой системы. Когда же "повременку" "попробовали на вкус", оказалось, что опасения были напрасны.
На сегодня уже все 85 тысяч абонентов Саранска переведены на повременную оплату. В конце 1996 года на новую систему перешел и город Рузаевка, а в 1997-м - сельский райцентр Лямбирь. Результаты работы находились под пристальным вниманием администрации республики, Комитета цен при правительстве, Антимонопольного комитета. И общественность, и связисты хотели убедиться, не будут ли ущемлены социально незащищенные слои населения и разговорная активность "среднего абонента".
Перед тем как рассказать, какие получились результаты, несколько слов о том, как формируется тариф. Он складывается из двух составляющих - постоянной (фиксированная ежемесячная плата) и переменной (плата за реальную нагрузку, создаваемую абонентом) - фактически проведенных телефонных разговоров.
Сегодня постоянная составляющая в Мордовии - 34 рубля для населения (это 60 процентов от действующей абонплаты в 57 рублей). Разница в 23 рубля делится на среднюю продолжительность разговора (в Саранске 11 минут в сутки, или 330 в месяц). В результате стоимость одной минуты - 7 копеек. В ночное время установлен льготный тариф (75 процентов от стоимости минуты). Кстати, за прошлый год связисты понесли убытки от "повременки" по сельским районам в несколько сотен тысяч рублей. Как они сами подчеркивают, на первом этапе это обычная практика. Сказываются опасения абонентов, старающихся поначалу говорить меньше. Однако со временем прежний баланс восстанавливается. И при этом, что важно, уже в первые месяцы внедрения новой системы достигается равномерное распределение нагрузок на сеть.
А теперь о результатах внедрения новой системы. Подтвердилось ли мнение скептиков о том, что с внедрением "повременки" повышаются расходы большинства граждан? Судите сами. Сейчас 54 процента населения платят за телефон меньше, чем при фиксированной плате. Получается, что все те, кто разговаривает в пределах среднего времени, практически платят столько же. Более того, если в 1995 году средняя продолжительность беседы по телефону в Саранске составляла 9 минут в день, то к 2000 году она выросла до 11,5 минуты. Абоненты Рузаевки и Лямбирь говорят чуть меньше. Выходит, от введения повременной оплаты разговорная активность не снизилась.
Как показали исследования, 12,2 процента населения разговаривают свыше 22 минут, а свыше 60 минут - 0,47 процента. Это та категория абонентов, которую принято относить к деловой элите. Именно с ними сейчас интенсивно работают связисты, предлагая им дополнительные услуги: речевой почтовый ящик, прослушивание современной и классической музыки, будильник, радионовости, астрологический прогноз и т. д. И нужно сказать, что эти услуги пользуются немалой популярностью среди горожан.
Нужно отметить, что при "повременке" подлежат оплате только исходящие звонки. То есть когда звонят вам, то платит за звонок звонящий. Звонки в экстренные службы - бесплатные.
Конечно, всех интересовал вопрос: сколько же придется платить при "повременке" незащищенным слоям населения? Оказалось, что вопреки досужим разговорам пенсионеры стали платить меньше, сохранив примерно прежнюю "телефонную активность". К тому же сохраняются и продолжают действовать льготы для инвалидов, ветеранов войны, труда и других категорий граждан.
"Вообще-то особой разницы в оплате при "повременке" нет, - говорит Татьяна Федоровна Коченева, с которой мы общаемся на одной из улиц Саранска. - Сейчас плачу в месяц где-то 50-55 рублей. Экономия, если сравнивать с абонентской платой, получается небольшая, но для нас, пенсионеров, и то хорошо. А когда "повременку" вводили, то соседки говорили: мол, теперь не сможем расплатиться за телефон. Разговаривать мы, кстати, первый месяц старались поменьше, но и получилось у нас 43 рубля - совсем немного. Вообще, если нужно куда-то позвонить, поговорить с детьми, особо не задумываемся, "с секундомером" никогда у телефона не стояли".
Татьяна Федоровна, как и многие другие, на лето выезжает за город. Дачники, а среди них пенсионеров и вообще людей с невысоким доходом большинство, летом по телефону не говорят вообще. Простой расчет показывает: за летний сезон можно сэкономить 80-100 рублей - прежняя абонентская система такой возможности не давала.
Введение "повременки" позволило улучшить качество работы телефонных сетей. Появились новые возможности для существенного обновления оборудования. Прокладываются новые линии. Быстрее стали удовлетворяться заявления на установку телефона.
Кстати, противники "повременки" утверждают, что новая система затормозит развитие Интернета. Однако это вопрос чисто технический, и в Мордовии он решен. Повременная составляющая здесь при выходе потребителя в виртуальную сеть через своего провайдера не тарифицируется и к оплате не предъявляется. Эти затраты могут брать на себя провайдеры, для них это вполне приемлемо.
Местные власти, как известно, весьма трепетно относящиеся к любым попыткам ущемления социальных интересов людей, приняли и поддержали нововведения связистов. Мэр Саранска Иван Ненюков отметил, что при новой системе у людей появляется немаловажное право - выбирать, сколько платить за телефон. Для самого же мэра проблема "повременки" вообще никогда не стояла: "Меньше слов, больше дела. Телефоны в городе у нас работают нормально, нареканий нет".
Положительно о новой системе отозвался и руководитель аппарата правительства Мордовии Владимир Руженков. За все время существования "повременки" в правительство не поступало жалоб от населения. По его словам, "Связьинформ" Мордовии признана одной из лучших в России по обслуживанию сельского населения, здесь активно решаются вопросы телефонизации. Поэтому, когда в Госдуме будут рассматриваться поправки в Закон "О связи", которые призваны способствовать распространению опыта "повременки" во всех регионах, депутаты от Мордовии намерены их поддержать.
Если подумать, это действительно справедливо - тот, кто больше пользуется телефоном, должен и платить соответствующе. Общаясь с жителями Саранска, часто приходилось слышать фразу, что пора уже нам бережнее относиться к своим с немалым трудом зарабатываемым деньгам, научиться рассчитывать свой бюджет, платить за себя, а не "за того дядю".
Действительно, пора!


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?