"БЕСПЛАТНЫХ СОВЕТОВ В БИЗНЕСЕ НЕ БЫВАЕТ"

Один известный литературный герой как-то заметил: не учите меня жить, лучше помогите материально. Примерно то же самое говорят и российские предприниматели, перед которыми сегодня стоит непростая задача привлечения инвестиций в развитие бизнеса. Впрочем, от дельных советов никто не отказывается. Однако, по словам руководителя Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ Владимира Мау, "советов без денег в бизнесе не бывает".

Но чтобы пришли деньги, необходимо создать благоприятные инвестиционные условия. Прежде всего государство должно установить стабильные, предсказуемые правила игры, а также неукоснительно выполнять свои обязательства перед инвесторами, кредиторами, бизнесменами. Пока этого нет. Оставляет желать лучшего и финансово-экономическая ситуация: от 20 до 40 процентов российской экономики до сих пор находится "в тени", инфляция за последние четыре месяца достигла 9 процентов. Все это отпугивает потенциальных инвесторов. В результате приходится констатировать: если в прошлом году рост инвестиций составлял 15 процентов, то в нынешнем (за тот же период) - только 6.
Нельзя сказать, что у нас ничего не делается для оздоровления обстановки. На состоявшейся в Москве конференции "Стратегические инвестиции в российскую промышленность", проведенной по инициативе "Эксперт РА", говорилось о дальнейших шагах в этом направлении.
Одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности экономики является реформирование естественных монополий, в частности, электроэнергетики, который как воздух нужны средства на обновление основных фондов (выбытие старых объектов в 5 - 6 раз превышает ввод новых), на технологическое перевооружение, на решение многих других задач. Сегодня объемы вложений в отрасль ниже необходимых в 6 раз.
Правда, наметились некоторые позитивные сдвиги: в 2000 году капиталовложения в электроэнергетику выросли на 35 процентов; целевые инвестиции составили свыше 9 миллиардов рублей; обеспечено 100 процентов запланированного ввода генерирующих мощностей и сетевых объектов; решена проблема неплатежей. И все же принимаемые меры недостаточны для поддержания отрасли в нормальном режиме.
Поэтому привлечение сред-ств "со стороны" является для РАО "ЕЭС России" ключевой задачей. На эту тему ведутся переговоры с 30 крупнейшими международными компаниями, сказал в своем выступлении член правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин.
Степень отзывчивости потенциальных инвесторов во многом зависит от предстоящей реструктуризации отрасли. У нас было создано немало программ реформирования РАО. На этой неделе в правительстве России будет рассмотрена еще одна.
Как подчеркнул В. Синюгин, любая реформа - это компромисс интересов. Главное, чтобы этот компромисс давал импульс к развитию, а не к топтанию на месте. Иначе к 2005 году Россия может оказаться энергодефицитной страной.
В результате предстоящих преобразований энергетические компании должны превратиться в эффективные и прогнозируемые бизнесы, функционирующие в рамках прозрачных и стабильных правил рынка. Пока же, по образному выражению участников конференции, РАО "ЕЭС России" остается не рыночной компанией, а всероссийским собесом. Возможно, поэтому не всем хочется перемен.
Многих россиян пугают слова "конкуренция" и "либерализация". Неизменно ставится вопрос: а справится ли российская экономика с двукратным повышением тарифов на электроэнергию? Не нанесут урон суверенитету России иностранные инвесторы?
На примере анализа мирового опыта либерализации рынка электроэнергетики Станислав Сон, представитель фирмы "J.P. Morgan International Ltd." (советника РАО "ЕЭС" по вопросам реструктуризации), показал, какие перспективы экономического роста и инвестиционной привлекательности открывает реформирование отрасли, а также каких ошибок при этом следует избегать.
Что же касается повышения тарифов, то это объективная реальность, добавил В. Синюгин. Например, сегодня надо вкладывать большие средства в отечественное энергомашиностроение, развивать современные, высокотехнологичные производства. Пока же значительную часть оборудования РАО "ЕЭС" приходится покупать за рубежом, что отражается на тарифах. Такая вот выстраивается цепочка.
А если говорить о сохранении суверенитета страны, то тут не инвесторов надо бояться (есть достаточно механизмов, чтобы отстаивать государственные интересы в электроэнергетике), а утраты надежности в энергоснабжении.
Моральное устаревание и изношенность производственных фондов требует серьезных затрат - на период до 2010 года порядка 50 миллиардов долларов. Такая сумма может появиться только в результате реструктуризации, когда отрасль обретет инвестиционную привлекательность.