НИ СЕБЕ, НИ ДРУГИМ?

25 апреля Сбербанк начал проведение дополнительной эмиссии акций и размещение 4998 тысяч акций,

25 апреля Сбербанк начал проведение дополнительной эмиссии акций и размещение 4998 тысяч акций, которые составляют 36 процентов от уставного капитала. Эта эмиссия акций, неоднократно упомянутая в СМИ, является давно запланированной и тщательно продуманной. Необходимость ее объективно обусловлена обстановкой на финансовом рынке. Сейчас Сбербанк является признанным лидером на рынке частных вкладов, кредитования населения и реального сектора экономики.
Уровень доверия населения к Сбербанку постоянно растет, о чем свидетельствуют итоги работы банка в 2000 году. Доля банка на рынке частных вкладов составляет 87,3 процента по рублевым вкладам и 51,2 процента по вкладам в иностранной валюте. Увеличение собственного капитала путем проведения дополнительной эмиссии акций позволит увеличить надежность банка и более уверенно гарантировать сохранность вкладов значительной части населения страны.
Кредитование реального сектора экономики является стратегической линией развития банка. На конец 2000 года объем кредитов, выданных предприятиям, составил 281 млрд. рублей. Газпром, ТНК, ЛУКОЙЛ, РАО "ЕЭС" и другие динамично развивающиеся предприятия являются заемщиками Сбербанка. Увеличиваются и кредиты, выданные банком населению (18,7 млрд. рублей на конец 2000 года). 48 процентов своей прибыли в прошлом году банк получил именно от кредитных операций. Экономика, похоже, "тронулась в рост", и спрос на кредиты Сбербанка постоянно растет, а удовлетворить его в полной мере можно, в том числе увеличивая собственный капитал через выпуск дополнительных акций.
Но у такой жизненно необходимой операции, как дополнительная эмиссия, нашлись и противники. Это группа миноритарных акционеров, точнее, инвестиционная компания Hermitage Capital Management, во главе которой стоит Уильям Браудер, имя которого уже неоднократно упоминалось на страницах газет и в выпусках новостей, и некоторые другие иностранные и оффшорные компании. Браудеру, взявшемуся защищать интересы миноритарных акционеров, не нравится сама идея дополнительной эмиссии, считая ее необоснованной, он даже подал в суд на Сбербанк. По его мнению, государство вскоре лишится контроля над СБ, а пакеты акций мелких акционеров будут "размыты".
Безусловно, ничего страшного и скандального в судебном разбирательстве нет. Поскольку СБ является акционерным, никто не мешает любому из инвесторов купить дополнительный пакет акций и сохранить свою долю в уставном капитале. Однако цена акций Сбербанка постоянно растет, и это потребует значительных затрат. А добиться запрета эмиссии через суд представляется более дешевым мероприятием. Кроме того, как считают в Сбербанке, иностранные компании просто не рассчитывали на такой рост экономики, при котором им потребуются дополнительные инвестиции, и сейчас не имеют денег. По этой причине, не покупая акции, они стремятся, чтобы и другие не смогли их купить. Таким образом, г-н Браудер выступает против роста капитала прибыльного предприятия - Сбербанка, совладельцем которого он является, и такая точка зрения при растущем спросе на банковские услуги может быть объяснена только одним: стремлением сохранить свою степень влияния на принятие банком решений даже в ущерб другим акционерам.
Проблема дополнительной эмиссии не могла не привлечь внимания Государственной Думы, куда Браудер также обращался (в Комиссию по защите прав инвесторов) и пытался убедить депутатов, что увеличение собственного капитала банка наносит урон не только миноритарным акционерам, но и государству. Однако Госдума отметила, что в уставе СБ уже содержится механизм защиты прав инвесторов: при принятии решения о допэмиссии требуется единогласное голосование всех членов совета директоров банка. А они, в том числе и те, кто представляет интересы миноритарных акционеров, в полном составе проголосовали за эмиссию.
Неудивительно, что арбитражный суд отказался удовлетворить требования части мелких акционеров о созыве внеочередного собрания акционеров, на котором предполагалось потребовать отставки Андрея Казьмина. Это свидетельствует о том, что, скорее всего, дело не в допэмиссии, а в желании иностранных инвесторов участвовать в управлении крупнейшим российским банком, которому доверяют миллионы россиян и тысячи предприятий.
Не исключена и еще одна причина (чисто экономическая): купив определенную долю акций СБ, Hermitage Capital Management рассчитывает в дальнейшем на выгодную продажу своего пакета с прибылью, которая зависит не только от роста курса акций, но и от доли в уставном капитале. Но цена пакета акций сильно зависит от его размера. И допэмиссия может существенно снизить прибыль спекулятивного инвестора от такой операции.
Действительно, со времени покупки акций СБ иностранными инвесторами банк стал динамично развивающимся, прибыльным предприятием и значительно вырос. Надо отдать должное г-ну Браудеру - не без помощи и его денег. Но время идет, и рост любого предприятия иногда требует роста вложений его владельцев, а это оказалось не по карману мелким акционерам. Остается надеяться, что Сбербанк отстоит свое право действовать в интересах своих вкладчиков так, как это необходимо, а не так, как хотят всего менее 10 процентов его акционеров.