КАСПИЙСКИЙ ПРОРЫВ

Почти сенсацией стало подписание в Москве Россией и Казахстаном документа, ставшего, по словам Владимира Путина, "настоящим прорывом в сотрудничестве двух стран по освоению Каспийского моря". Это протокол к достигнутому около четырех лет назад двустороннему соглашению о разграничении дна северной части Каспия.

В документе зафиксированы точные координаты широты и долготы, по которым проходит так называемая "модифицированная серединная линия" между двумя странами. Кроме того, в нем предусматривается совместное освоение в равных долях трех нефтяных месторождений, расположенных в этой части Каспийского моря, - Курмангазы, Хвалынского и Центрального. Крупнейшее из них - Курмангазы, его запасы, по оценкам экспертов, составляют примерно 10 процентов всех запасов нефти, которые находятся в казахстанской части Каспия. В соответствии с протоколом оно отойдет в суверенное ведение Казахстана, а Центральное и Хвалынское - к России. Все три приграничных шельфовых месторождения будут разрабатываться на паритетных началах, для чего предполагается создание совместных предприятий. Казахстан, в чьем ведении находится Курмангазы, получит 50 процентов добываемой нефти, а Россия - 25. При этом страна-партнер имеет право выкупить оставшиеся 25 процентов. Зеркальная схема будет действовать также в отношении разработки месторождений Хвалынское и Центральное.
Достигнутые договоренностиявляются "прорывом", поскольку их значение выходит далеко за рамки двусторонних интересов. Этот документ, судя по отзывам в зарубежной прессе, вызвал живой интерес деловой элиты в странах Европы и Северной Америки (которая не скрывала разочарования итогами недавнего ашхабадского саммита). Неспособность пяти стран Каспийского бассейна прийти к соглашению по демаркации приграничного шельфа уже привела к сокращению западных инвестиций в этот богатый нефтью регион. Так, компания "British Petroleum" недавно приостановила разведку нефтеносного шельфа, проводимую ею на условиях концессии, из-за того, что месторождение находится на территории, на которую претендуют одновременно Иран и Азербайджан. А американская "Exxon Mobil" так и не приступила к разведке месторождения "Сердар" в центре Каспия, хотя подписала об этом с Туркменией соглашение еще четыре года назад. Причина - протест правительства Азербайджана, который также претендует на это месторождение и называет его по-своему - "Кяпаз".
Договоренности, достигнутые в Москве, вызвали у иностранных инвесторов оптимизм, надежды на скорое разрешение тупиковой, как начинало казаться, ситуации. Об этом, в частности, написала английская "The Financial Times": отсутствие договора о статусе Каспия не мешает Москве договариваться с прикаспийскими государствами на двусторонней основе о совместной разработке природных ресурсов региона.
Урегулирование территориальных споров резко повышает инвестиционную привлекательность проектов в северном Каспии, что, в свою очередь, сулит значительные финансовые дивиденды договорившимся странам. Это, судя по всему, понимают и в Азербайджане. Советник азербайджанского посольства в Москве г-н Наги Гурбанов сообщил "Труду", что аналогичный документ между Россией и Азербайджаном планируется подписать в июне нынешнего года в Санкт-Петербурге - сюда президент Гейдар Алиев прибудет по приглашению Владимира Путина.
Таким образом Иран и Туркменистан (главные противники идеи подобного раздела каспийского шельфа) будут поставлены перед фактом урегулирования проблемы на большей части акватории Каспия.