...ДА НЕ СУДИМА БУДЕТ

Европейцы, гордящиеся пестрым спектром своих политических партий, любят сравнивать между собой американских демократов и республиканцев: мол, найдите десять отличий. Но в последнее время за этим занятием их не часто застанешь: команда республиканца Джорджа Буша последовательно открещивается от наследия демократа Билла Клинтона... Только что администрация Буша обратилась с просьбой в ООН "отозвать" подпись Клинтона, поставленную им в своем прежнем качестве президента США под так называемым Римским статутом, предполагающим создание Международного уголовного суда.

Такое и впрямь случается не часто. Чего вдруг правительство Джорджа Буша настолько озаботилось своими взаимоотношениями с еще не возникшим международным правоохранительным и правозащитным органом? Начнем с того, что Римский статут был одобрен посланцами более ста государств в Вечном городе еще в 1998 году. Россия - в числе подписантов. В списке стран, желающих отправления правосудия по самым высшим меркам, верящих в эффективность идеи создания трибунала для преследования физических лиц, повинных в геноциде и преступлениях против человечества, блистательно отсутствовали двое - Соединенные Штаты и Израиль. Однако под занавес своего правления Билл Клинтон счел разумным не выделяться из общей массы - примкнул к большинству.
Римский статут обретал силу только в том случае, если его ратифицируют парламенты 60 государств, что благополучно и произошло 12 апреля. Теперь, в сентябре состоится ассамблея стран - участниц конвенции, которые согласуют и одобрят правила и процедуры выбора судей. В этом случае трибунал приступит к исполнению своих прямых обязанностей уже в следующем году, кстати, там же, в Гааге.
А что же американцы? Хотя Клинтон и скрепил конвенцию росчерком пера, не все в его стане были рады перспективе быть вызванными в такую судебную инстанцию, чтобы держать ответ. И это несмотря на то, что под юрисдикцию трибунала попадают граждане стран, одобривших конвенцию, в том случае, если национальная судебная система отказалась рассматривать их иск или неспособна это сделать. Казалось бы, какие могут быть возражения - все юридически и политкорректно. Но возникла тревога: как бы трибунал не засыпали исками против солдат США, выполняющих по всему миру разного рода миссии.
При нынешнем руководстве Соединенные Штаты окончательно пришли к выводу, что Международный уголовный суд, который будет расследовать все случаи массовых убийств, военные преступления, геноцид и другие крупные нарушения прав человека, - им никак не подходит. На днях спецпредставитель США по военным преступлениям и преступлениям против человечности Пьер-Ришар Проспер объявил: "США считают договор о создании Международного уголовного суда незаконным документом и не желают иметь ничего общего с ним". Причина в том, что деятельность этого международного органа, вследствие неясности с предоставляемыми суду полномочиями, считают США, будет трудно контролировать.
Остается выяснить, какой смысл высшие чиновники администрации США вкладывают в это "контролировать". Но тогда придется поинтересоваться и тем, почему вслед за отказом признать юрисдикцию Международного уголовного суда Соединенные Штаты объявили о намерении, опять же в одностороннем порядке, выйти из еще нескольких международных соглашений, в частности, из "Венской конвенции о праве международных договоров" и Конвенции ООН о правах детей.
Любой добросовестный юрист-международник вам скажет, что Венская конвенция 1969 года - это один из основополагающих международно-правовых актов, который регулирует права и обязанности стран - участниц международных договоров. Важная деталь: согласно статье 18 этого документа, государства, подписавшие международные договоренности, не имеют права предпринимать действия, подрывающие эти договоренности - даже в том случае, если они не были ими ратифицированы.
Что это значит? Это значит, что во всех действиях Белого дома прослеживается строгая логика, которую один из экспертов, работающий в структуре ООН, растолковал так: выход США из Венской конвенции стал еще одним последовательным шагом, предпринятым нынешней администрацией США на пути к максимально возможному выводу внешней политики страны из международно-правового поля.