ОЛЕГ ПОПЦОВ: У ВСЯКОГО ПОРОКА ЕСТЬ ФАМИЛИЯ

Олег Попцов родился в 1934 году в Ленинграде. После окончания Ленинградской лесотехнической академии работал лесничим в Краснодарском крае, потом занимал должности комсомольско-партийного функционера. Долгое время был главным редактором журнала "Сельская молодежь". В 1990-м создал государственное Российское телевидение, возглавлял ВГТРК до 1996 года. После отставки работал обозревателем "Общей газеты". В 1997 году реализовал медиа-проект "Издательский дом "Пушкинская площадь". С февраля 2000 года - президент телекомпании "ТВ Центр" (ТВЦ). Автор шестнадцати книг (романы, повести, сказки, публицистика). Две последние книги - "Хроника времен царя Бориса" (1995) и "Тревожные сны царской свиты" (2000) посвящены политическим событиям в России с 1984 по 2000 год.

- Олег Максимович, недавно в эфире ТВЦ произошли перемены, в частности, в информационном вещании. С чем это связано?
- Это, скорее, некий локальный эксперимент, преследующий определенные цели: усиление коммерческой отдачи от канала, сделав прайм-тайм более удобным для размещения рекламы, что возможно при более объемном кинопоказе. И еще: заставить эффективно "работать" утреннее и дневное время, а не только вечерние часы. Это непростой процесс - надо точно нащупать аудиторию, а значит, изменить характер программ уже устоявшихся. Какие-то программы с этим справятся, а какие-то - нет. Это не значит, что они плохие. Просто на телевидении существует закон: не зрительская аудитория "путешествует" за программой, а программа подстраивается под место и время пребывания аудитории. Поэтому надо быть очень осторожным, иначе больше потеряешь, чем приобретешь.
Рискну заметить, что информационно-публицистические программы на ТВЦ, аналитические, социальные - это бесспорное завоевание канала. Они отличаются устойчивым зрительским интересом, имеют свою позицию, что делает публицистику и аналитику достаточно весомой. Но есть у нас и слабые стороны. Они свойственны, кстати, и другим каналам. Это прежде всего детское вещание. Качество детских передач - проблема номер один, в них не хватает детства, его переживаний, его мироощущения.
Особое внимание мы уделяем кинопоказу. Здесь тоже стараемся придерживаться своей позиции, ориентируясь на европейское кино и отечественный кинематограф, которого при всех радужных заявлениях сегодня практически нет. Телесериалы могут и должны существовать плюс к кино, а не как его заменитель. Если через призму "Ментов", "Убойной силы" представлять развитие отечественного кинематографа, то нам остается склонить голову перед продукцией любой западной страны, включая Эфиопию.
Да, эти сериалы собирают высокий рейтинг - что ж, тогда надо посочувствовать нашему Отечеству, потому что практически этой продукцией, а иной, увы, нет или очень и очень мало, мы разрушаем понятие требовательности и вкуса. Присутствует откровенное копирование американцев, причем в худшем исполнении. Убогий язык, опримитивленный герой, много насилия. Мы создаем конвейер насилия и жестокости. Это катастрофа для любой нации. Можно спросить себя: почему это происходит? Причин много, но одна из главных - общество утратило веру в принцип "государство способно меня защитить". А "менты" защищают, вершат справедливость, которой нет в реальной жизни.
Тут еще имеет место быть вот какая проблема. Существует три типа зрителей: те, которые идут по улицам, и те, которые едут в "мерседесах", а есть еще те, которые занимаются рекламой. Все они смотрят на телеэкран по-разному. Последние, те, что промышляют рекламой, в гробу видели наших пенсионеров, им абсолютно наплевать на наркоту, беспризорников, учителей, объявляющих голодовку, трагедию малого бизнеса. Их клиентов это не интересует, тем дайте "Слабое звено" или "За стеклом", или какой-нибудь боевик с кровопролитием, или попсу, чтобы поставить туда свою рекламу. Они считают, что все остальные программы малотоварны с точки зрения рекламы. И в чем-то они правы. Игра на понижение, примитивизация общества дали свои всходы. Шоу-бизнес заслонил все.
- Ну а видны уже результаты перемен на ТВЦ?
- Результаты есть. Коммерческая составляющая канала несколько улучшилась. Хотя я понимаю, что вы спрашиваете о другом - о пресловутых рейтингах. Ни для кого не секрет, что я критически отношусь к измерениям зрительской аудитории, которые проводит агентство "Гэллап-медиа". Я бы не хотел слишком подробно развивать эту тему. Проблема существует, и спрятать ее, как старую обувь в чулан, невозможно. "Гэллап-медиа" прекрасно осознает, что зрительская аудитория ТВЦ гораздо значительнее, нежели она показывается в измерениях. И примеров, на которые можно сослаться, десятки. Но не стану этого делать. Вывод прост - надо свести до минимума зависимость служб измерения от рекламодателей. И плюс к тому - право на измерения зрительской аудитории для компаний, специализирующихся в этом виде деятельности, получать по результатам тендера. А если впоследствии возникают вопросы относительно правомерности рейтинга, должен приглашаться независимый аудит.
Сейчас телевизионное сообщество пытается договориться по решению этих проблем. Надеюсь и договориться, и решить. И тогда конфликты начнут сходить на нет. У нас же должен быть свой механизм самопроверки. И он есть - это интерактивный опрос аудитории. Кстати, и без этих рейтинговых усечений нам не просто. Мы делим телевизионную частоту с "Московией", которая трижды в сутки разрывает наш эфир.
- Вы апеллируете к телевизионному сообществу, но есть ли оно на самом деле?
- Теоретически - да, есть. Многие вещи мы делаем сообща, действует Академия российского телевидения. Я бы так сказал: есть профессиональная структура, но нет профессиональной солидарности. И это самый досадный момент нынешнего телемира. Нам следует отрабатывать взаимоприемлемую философию, мы никогда не уйдем от громадной ответственности за судьбу демократических завоеваний. Чрезвычайно опасно свободу слова, а она - часть морали, превращать в товар. Увы, это уже случилось. Такие эксперименты, как правило, приводят к катастрофе. Опасно играть на понижение интеллекта зрителя и относиться к нему, как к быдлу. Упрощенность ценностей, будь то кинопоказ, музыка, игра, - это путь к дебилизации общества.
Вопрос по существу - кто кого ведет: ты зрителя или зритель тебя? И вообще, что значит уважать зрителя? Это многоемкая составляющая. Уважать зрителя - это говорить о его боли, помогать ему вписаться в эту жизнь. Открывать ему глаза на те грубейшие ошибки, которые мы совершаем. Говорить зрителю о злоупотреблениях властью многими чиновниками, о безмерной коррупции, которую не в силах пока преодолеть сама власть вместе с президентом, который этого не скрывает. Говорить об экспансии беспредела. Все так. Но понятие "уважать зрителя" не исключается правдивым анализом изъянов и пороков государства, общества. Если вы отмечаетесь в борьбе с пороком в срезе прошлого, это лукавство. С ним надо бороться в настоящем! Нет среднеарифметического порока, как нет и среднеарифметического добра. И у того, и у другого есть фамилия. Уважать зрителя - значит созидать социальный оптимизм, заражать его энергетикой успеха и помогать ему творить этот успех повседневно. И, конечно же, - находить эти зерна успеха.
Ушедший из жизни академик Т. Мальцев сказал однажды очень простые слова: учить надо добру, злу научатся сами. Если зритель хочет что-то увидеть, понять, надо ему предлагать не заглядывать в замочную скважину, а встать на цыпочки, и тогда он увидит все отчетливее и дальше. И всякий раз чуть выше, затем еще чуть-чуть. Вот тогда, я считаю, мы выполним свое предназначение.
- Вы ощущаете конкуренцию со стороны других каналов?
- Конечно. Мы обращаем внимание на контрпрограммирование, когда в параллель нашим успешным передачам другие каналы ставят свои наиболее рейтинговые. Безусловно, мы отсматриваем работы наших коллег, радуемся их удачам. В творчестве это необходимо, ибо удача коллег дает повод к раздумьям над собственными просчетами. В творчестве, искусстве действует закон - быть единственным в своем роде - и вам зачтется. У каждого канала должен быть свой стиль и свой зритель. Думаю, что нас в отсутствии стиля упрекнуть нельзя.
- Как и телевизионного мировоззрения?
- Да, наверное. Стиль - это часть мировоззрения, меняющаяся часть. Зона поиска. А мировоззрение - это позиция. ТВЦ - канал социально ориентированный. Сегодня принято говорить о том, что в стране в определенном смысле наметилась стабильность. И это правда. Стабильность - состояние бесспорно положительное, но не лишенное коварства. Она очень часто переходит в стагнацию. В этом смысле высший эталон стабильности - кладбище, где всегда спокойно. В моем понимании стабильность - это постоянство динамизма, состояние нарастающей уверенности в завтрашнем дне. И если у общества такой уверенности нет, мы должны помогать ему эту уверенность обрести. Это и есть философия канала, его мировоззрение.
Мы обречены защищать культурное, нравственное, этическое наследие нации, без которого она вырождается. Поэтому, например, цикл "Московский стиль" для нас принципиален. Если столице выпала судьба быть интеллектуальным накопителем, мы не имеем права оставлять все накопленное в пределах Москвы. Об этом должна знать вся страна. Поэтому на ТВЦ есть "Версты" - программа для тех, кому не безразлична судьба России. Контакты московско-калужские, московско-оренбургские, московско-сибирские и так далее.
Страна подошла к определенному этапу, когда надо посмотреть, что дает укрепление вертикали власти, учитывая, что после 90-х годов произошел некий разрыв времен, разрыв пространства. Одинаковость неблагополучия уничтожила интерес к соседу. Это колоссальная проблема развития страны и развития телевидения. И если мы сможем нарушить это безразличие, значит, мы чего-то достигли. Вот что такое социально ориентированное телевидение.
- А какой позиции придерживается канал по отношению к власти?
- Абсолютно нормальной. Это наша власть, мы ее выбрали, никто нам ее не забросил с потусторонней планеты. А значит, всем нам определенное время с ней жить и работать. В отношении к власти должны торжествовать принципы. Первый - не видеть во власти врага. Оппонента - да, но не противника. Это чисто большевистское - тот, кто не с нами, тот против нас. И второй - не холуйствовать перед властью. Ибо это порождает ее слепоту.
И бывший, и нынешний президент подчеркивали тезис открытой политики. Что это - риторический изыск или... ? Вот именно или! Открытая политика - это когда власть все знает о своем обществе, а общество - о своей власти. Мы обязаны помогать работать власти, равно как и остерегать ее от грубейших ошибок, не позволять власти не замечать недовольство общества. Иначе мы парализуем свободу слова. Свобода слова - это прежде всего реакция на слово.
Сегодняшний кризис свободы слова не в ее отсутствии, а в извращенном толковании ее принципов. Власть и СМИ понимают свободу слова каждый по-своему: вы свободны говорить о нас что угодно, а мы свободны не замечать и не слышать того, что вы говорите когда угодно и где угодно. Журналисты оказались не готовы к такой реакции, когда невозможно докричаться. В результате свобода слова как бы зависла. Столкнулись два понятия: свободы слова и свободы собственности. К сожалению, мы не были готовы к такому испытанию.
- Есть ли какая-то реакция на материалы, показанные в "Моменте истины"?
- Есть. Кстати, передача "Момент истины" 5 мая была полностью посвящена этой теме. Открыто восемь уголовных дел. По одной из передач Андрея Караулова у меня раздалось 9 звонков с пожеланием или, если угодно, требованием ее скорректировать, а еще лучше - снять. Среди звонивших были три депутата Госдумы, сенатор, два министра и два уголовных авторитета. Здесь не все так просто: черное, белое. Допустим, журналист получил доступ к уникальным материалам. И ему кажется, что он вращает колесо истории. Всегда надо помнить: самое опасное для журналиста - оказаться в положении человека, которого используют. То есть когда одни силы дают журналисту убойную информацию, чтобы благодаря ей свести счеты с другими политическими силами. Очень важно выяснить это заранее, чтобы ни канал, ни журналист не попали в ловушку. Мы тщательно проверяем все материалы. И авторские коллективы публицистических и аналитических программ - Алексея Пушкова, Андрея Караулова, Олега Вакуловского, Александра Хинштейна - основательно работают с документами, чтобы не оказаться в таком положении.
- Вы и сегодня занимаетесь творческой стороной телевидения или только руководите каналом, организуете процесс?
- А что такое руководить каналом? В моем понимании - это творить. Кто-то считает, что телевидением должны руководить менеджеры, как, впрочем, и заводами, и золотыми приисками. Это абсурд. Руководить должны профессионалы производства, а менеджеры должны быть их правой рукой. Почему? Я достаточно напридумывал за время своей работы на телевидении. Впрочем, я это же делал, когда работал в газетах, журналах или других сферах. В моем творческом арсенале и программы "Вести", "Подробности", и "Без ретуши" - много всего. На ТВЦ это "Великая иллюзия", "Магия театра", "Ностальгия", "Версты" - мне кажется, эти передачи не портят эфира. Короче, что-то придумано и придумывается. Я повторял и буду повторять: нельзя делать телевидение мимо страны.
- Олег Максимович, в порядке самооценки: сегодня вы находитесь в хорошей писательской форме?
- Стараюсь ее не терять и всегда находить приложение своему творческому "я" - это закон. Если не пишу - придумываю телевизионные программы, сюжеты, ищу новые идеи. Я не боюсь отдавать свои идеи, потому что уверен, лучше меня их никто не выразит. Они - моя плоть. Есть несколько интересных замыслов, которые могли бы стать передачами. Жду, высматриваю, с кем их можно воплотить. У письменного стола есть одна особенность: он излучает и магнетизм, и укор одновременно. И знаете почему? Замыслы не умеют ждать. Осточертела политика, хочется засесть за роман. А еще лучше - написать книгу сказок. Как-то сел и за вечер вдруг написал сказку. Сейчас ведь такое время, что только сказки и писать. В этом смысле есть некоторые планы. Например, написать сказку про очень рыжего короля. Отличная вещь может получиться...