04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"САМСОН" УЧИТСЯ НА "ОТЛИЧНО"

Полинин Никита
Статья «"САМСОН" УЧИТСЯ НА "ОТЛИЧНО"»
из номера 088 за 16 Мая 2003г.
Опубликовано 01:01 16 Мая 2003г.
Гуманитарно-экономическая школа "Самсон" по праву относится к числу лучших учебных заведений в стране. Вот уже более десяти лет ее бессменно возглавляет обладатель звания "Директор года" (1997 - 2000 г г.), победитель Московского и лауреат Российского конкурсов "Менеджер года-2001", кандидат медицинских наук Анна Вирабова. 31 мая 2002 в ходе проходившей в Москве ассамблеи "Женщины - лидеры новой России" А.Вирабова была удостоена почетного звания "Заслуженный предприниматель". Наш корреспондент обратился к А.Вирабовой с просьбой рассказать о своей школе, о том, что она думает о состоянии среднего образования в стране.

- Анна Рафаиловна, как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в российском среднем образовании?
- Я глубоко убеждена в том, что российская система среднего образования - одна из лучших в мире. В ее основе лежат давние традиции, заложенные еще в отечественных гимназиях, выпускавших высокообразованных и, что не менее важно, воспитанных людей. Она имеет свое продолжение и сегодня. Именно из классической системы российского образования проистекает любовь к Отечеству, к своему народу, пробуждается желание делать добро, поступать по чести и совести.
- Что вы считаете приоритетным для учебного процесса в вашей школе?
- Образовательный процесс школы "Самсон", основанный на персонально-ориентированном подходе в работе с учеником, состоит из трех основных направлений - процессов: воспитания, обучения, сохранения здоровьесберегающего потенциала ребенка. Нельзя научить человека чему-либо, не мотивируя его. Нет мотивации - нет и глубины познания. Ребенок должен быть вовлечен в учебный процесс и заинтересован им. Учение успешно, если оно идет с увлечением.
Наша задача - исследовать способности и возможности учащегося и соответственно им разработать индивидуальную программу, позволяющую плодотворно развивать личность. Каждый класс состоит не более чем из десяти учащихся.
С первого класса наряду с базовыми предметами изучаются английский язык, информатика, этика, эстетика, хореография, психология, экономика. Обеспечиваются логопедическое и психологическое сопровождение ученика. С третьего класса вводится второй иностранный язык - французский, немецкий или испанский.
В старших классах происходит разделение на гуманитарный и экономический профили обучения. Учебный план школы "Самсон" составлен с учетом подготовки учащихся в 11-м классе к поступлению в высшие учебные заведения. Мы практикуем индивидуальную программу подготовки выпускника с ориентацией на конкретный вуз и выбранный факультет. Выпускные экзамены за курс средней школы проходят после 10-го класса, а в 11-м занимаемся предвузовской подготовкой. Такая система обучения используется нами на протяжении 7 лет и вполне оправдала себя - все выпускники школы стали студентами ведущих отечественных и зарубежных вузов. В предыдущие годы мы учили человека аналитически мыслить, накапливать и систематизировать знания, выражать свое отношение к ним. Поэтому заключительный год является для педагогов и учащихся своего рода экзаменом, проверкой методик обучения. Наши ребята просто и органично вливаются в студенческую среду. Я узнаю об этом, общаясь с деканами вузов, получая положительные отзывы о своих выпускниках-студентах.
По моему мнению, школа должна стремиться не только дать знания ребенку, но и сформировать личность, способную решать задачи в самостоятельной жизни.
Воспитывать надо не нравоучениями, а личным, достойным уважения примером. Прошу преподавателей следить за своей речью, манерой общения, ведь дети воспитываются в среде общения взрослых. Главной составляющей учебно-воспитательного процесса в школе "Самсон" является атмосфера подлинной интеллигентности и уважения к человеку.
- И в этом, насколько можно догадаться, активно участвует психологическая служба, о которой вы упоминали?
- При приеме в школу дети проходят собеседование с преподавателями русского, иностранного языков, математики и с психологом. Полученные сведения вносятся в индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения, разработанную в нашей школе и защищенную авторскими правами. Карта помогает получить данные, позволяющие составить полный психологический портрет ребенка, на основании которого преподавателям даются рекомендации по составлению индивидуальной программы обучения.
В нашей школе обучение проходит по интенсивной программе, дети проводят здесь большую часть дня. Занятия начинаются в девять утра, заканчиваются в шесть тридцать вечера. Учебный процесс организован так, чтобы ребенок не уставал, не переутомлялся, адекватно воспринимал информацию. Психологи регулярно посещают занятия, контролируя правильность выполнения их рекомендаций. Психологическая служба важна не только в образовательном, но и воспитательном процессе.
На совещаниях и педагогических советах я подчеркиваю, что мы воспитываем будущих взрослых граждан общества, ориентируя их на высокоинтеллектуальный образ жизни. Важно воспитать человека с хорошим уровнем внутренней культуры, сформированным сознанием, аналитическим мышлением. Еще Вольтер призывал людей "осмелиться мыслить самостоятельно".
Принцип школы "Самсон": "Ребенок - не пустой сосуд для наполнения знаниями. Это личность, которую необходимо формировать, вовлекая в образовательный процесс".
Я считаю крайне важным научить ребят планировать свою жизнь. Помочь в этом призвана моя авторская разработка "Дневник ученика", получившая высокую оценку столичного департамента образования и рекомендованная к использованию во всех школах страны. В этом дневнике отмечены возрастные нюансы интересов ребенка, личностные особенности, права и обязанности юного гражданина, самоанализ, объективное оценивание куратора, рекомендации психолого-педагогического сопровождения, расписан каждый день школьника. Здесь ученик может сформулировать собственные мысли и предложения относительно учебного процесса, которые могут быть внесены в общий план школы и его личный, проанализировать накопление оценок.
- А что это за общешкольный комплексный план?
- Процесс обучения в нашей школе продуман, как минимум, на год вперед. Перед началом следующего учебного года администрация школы вместе с учителями составляет научно-практический рабочий план в соответствии с календарным. В нем детально расписаны даты и темы педагогических советов, инструктивно-методических совещаний, заседаний кафедр, графики проведения диагностики и срезов знаний учащихся, планы медицинских осмотров, школьные праздники, экспедиции, экскурсии, спортивные соревнования, посещение театров, заседания школьного парламента, олимпиады, конкурсы и многое другое. Комплексный план введен в работу нашей школы в 1995 году. Он имеется у каждого учителя и сотрудника школы. Весь коллектив знает, что будет происходить в течение года в тот или иной день.
Регулярно, раз в две недели проводится общешкольная учебная линейка, на которой подводим итоги, объявляем лучших педагогов и учеников, награждаем их; анализируем работу, выявляем недостатки.
В школе "Самсон" огромное количество новаций во всех направлениях формирования образовательной среды, персонально-ориентированного учебного процесса, образовательного пространства, валеологическом воспитании и т.д., которые даже при сжатом их описании трудно было бы изложить на нескольких газетных полосах.
- Вы достигли в вашей школе "Самсон" всего, чего хотели?
- У меня много планов и проектов. Школа "Самсон" будет продолжать совершенствовать свою деятельность. Для максимально полного осуществления программ развивающего направления, разработанных и апробируемых педагогическим коллективом школы, в марте 2002 года создан региональный общественный фонд "Инновация", который занимается содействием инновационной политике развития образования, науки, культуры, гуманитарных и общественно-политических программ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников