БОЛЬШАЯ ЧИСТКА: КТО НА ОЧЕРЕДИ?

Напомним, 12 мая одновременно лишились своих постов глава Федеральной таможенной службы и два его заместителя, три генерала ФСБ, два прокурора и пять оперативников МВД. В этот же день спикер Совета Федерации Сергей Миронов поставил вопрос о досрочном прекращении полномочий сенаторов от Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации Приморского края, Верховного совета Республики Хакасия и администрации Ненецкого автономного округа.

В понедельник первыми отрапортовали из Владивостока: местные законодатели при поддержке губернатора Сергея Дарькина отправили в отставку сенатора Игоря Иванова. Несколько позже стало известно, что в Москве уволены "по собственному желанию" еще два заместителя главы ФТС.
Всех чиновников и оперативников, попавших в опалу, объединяет причастность к таможне, деятельность которой вызвала публично выраженное недовольство президента. Хотя, например, спикер Сергей Миронов утверждает, что чистка рядов сената "никоим образом не связана с сегодняшними увольнениями в силовых ведомствах", а является следствием "неэффективной работы" парламентариев. Но и силовикам, очевидно, не растолковали причину их увольнения: некоторые из них намерены "добиваться справедливости" в суде.
Общественность гадает над официальной формулировкой - "отстранены от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу". Попахивает эпохой застоя, когда чрезмерно - по тем еще меркам - заворовавшийся чиновник или партийный функционер отделывался легким испугом и досиживал до пенсии в менее доходном месте.
Впрочем, многие уже оценивают происшедшее как самую крупномасштабную антикоррупционную операцию последнего десятилетия. Но при этом напоминают, что, как правило, кампании по борьбе с коррупцией в России заканчиваются полным провалом. Конечно, это не означает, что однажды мы не станем свидетелями исключения из этого правила. На этот раз, похоже, нынешние громкие отставки не являются одноразовой акцией, в большей степени напоминающей имитацию борьбы с коррупцией, а станут началом "фронтального наступления". Кстати, впервые публично жертвами "чистки" пали сразу три генерала из ведомства, выходцем из которого является нынешний глава государства, - ФСБ.
То, что таможня и все, кто кормится от нее, окажется под "колпаком", стало ясно после публичного разноса, устроенного на заседании правительства Владимиром Путиным. А его покаяние во время обращения к нации - "главное, что нам не удалось сделать, - это победить коррупцию" - прозвучало как прямая угроза. Президентская "работа над ошибками" стала очевидной уже через три дня. Понятно, что "накрыть" всех коррупционеров разом - задача из области фантастики. Начали с одного края, где больше всего умудрились "намозолить глаза" президенту, - с таможни. Теперь главный вопрос - кто следующий?
По нашим сведениям - на очереди Министерство обороны. В Счетной палате РФ нам подтвердили, что в ходе проверок ведомства Сергея Иванова выявлено, что из-за нецелевого расходования бюджетных средств в 2005 году оборонной сфере нанесен ущерб в размере 1,89 млрд. рублей. Теперь на генеральских дачах ждут визитеров из Генпрокуратуры.
ВОТ ЧТО ДУМАЮТ ОБ ОТСТАВКЕ
Геннадий ГУДКОВ, член Комитета Госдумы по безопасности:
- Отставки в разных ведомствах имеют разные причины. В Московской городской прокуратуре они состоялись тогда, когда часть сотрудников была изобличена во взятках. Это и решение административное, если иметь в виду таможенную службу. Решение восстановить министерский статус таможенному комитету - идеологически правильное. Это очень большая структура - она имеет полномочия спецслужбы, органа дознания. Ее нахождение внутри МЭРТ я считал нелогичным. Кстати, я лично ручаюсь, что Жерихов не коррупционер. Я это знаю по уровню жизни его семьи. Но он технический человек, он всю жизнь проработал таможенником. И досконально знает таможенную службу. Но сегодня, вероятно, выдвигаются другие требования и задачи. К примеру, ликвидировать эти маразматические очереди. Так что потребовался человек, которому будут доверять большие деньги. Если говорить о ФСБ, то там не бывает так, что человек проснулся утром и узнал, что уволен. Значит, были какие-то предпосылки. Так что причины, объединяющей все эти отставки, нет. А есть повод огласить эти решения.
Георгий САТАРОВ, президент фонда "Индем":
- Я даже не замахнусь на гипотезу борьбы с коррупционерами. Это больше напоминает борьбу кланов, которую называют борьбой с коррупцией.
Андрей ПРЖЕЗДОМСКИЙ, член Общественной палаты РФ, председатель подкомиссии по проблемам противодействия коррупции:
- Несомненно, принятые решения об освобождении от должностей представителей силовых структур - это обдуманные, серьезные шаги. Базируются они на известной позиции президента: правоохранительные органы должны быть очищены от людей, нечистых на руку. А то, что в рядах силовиков сегодня коррупционеров хватает, - ни для кого уже давно не тайна. Вот только хотелось бы верить, что все эти кадровые решения получат логическое завершение.
А В ЭТО ВРЕМЯ...
Вчера Генеральная прокуратура России собрала на координационное совещание руководителей правоохранительных органов страны. Тема встречи: усиление борьбы с организованной преступностью.
Генпрокурор Владимир Устинов обрисовал ситуацию так: "Распространенность и масштаб оргпреступности в России приобретают характер национальной угрозы". По его словам, организованные преступные группы и сообщества сегодня действуют практически в каждом субъекте Федерации и во всех крупных городах. Начинавшие как мелкие банды, группировки трансформировались в мощные системы, имеющие развитые международные связи. И самое главное: организованная преступность "все больше проникает в государственные, право-охранительные, таможенные органы". Словом, преступный мир начинает брать в свои руки бразды управления экономикой, пытается "приватизировать" власть.
Россия - не единственная страна, где существуют подобные проблемы. Но Генпрокурор подчеркнул: "Приходится признать: правоохранительные органы борьбой с организованной преступностью занимаются больше на бумаге. Пока толком ничего не сделано". Каков же выход? Вчера Владимир Устинов назвал его: незамедлительно переходить к ликвидации и разобщению преступных группировок. И сажать их лидеров.